Перелистывая старые подшивки газет, взгляд невольно падал на черно-белые снимки из жизни города того времени. В них – правдивость, реалистичность и способность рассказать целую историю. Все в одном кадре! Сколько в каждом из них эмоций: искреннее счастье, удивление, возмущение, а порой и все сразу… А под ними скромная подпись: фото Д. Лебедева.

 Кто же этот талантливый фотограф, необыкновенно преданный своему делу, обладающий бесконечным терпением и умением ждать нужного момента, в объектив которого проникали абсолютно разные сферы: культура, искусство, спорт, социум…

Как выяснилось, Дмитрий Лебедев – известный фоторепортер, работает в издательском доме «Коммерсант» в Москве. Хотя тогда, в начале 90-х, выпускник Московского института электронного машиностроения приехал по распределению в Йошкар-Олу работать в политехнический институт на кафедру радиотехники. Как тогда и полагалось, молодому специалисту дали жилье – комнату в общежитии, чему и был чрезвычайно рад. Впрочем, как сейчас вспоминает Дмитрий Лебедев, ради него и поехал он работать в город на Кокшаге.

На экзамен с газетой

Работая в вузе преподавателем, Дмитрий Александрович не забывал о своем увлечении фотографией, поэтому стал завсегдатаем фотоклуба «Феникс», где и познакомился с единомышленниками и товарищами по цеху, сыгравшими не последнюю роль в его будущем деле всей жизни.

В клубе познакомился с Валерой Кузьминых, – рассказывает Дмитрий Лебедев. – Он буквально за руку меня привел в газету «Йошкар-Ола» и познакомил с главным редактором Виктором Загайновым, который, присмотревшись ко мне и увидев во мне «своего человека», сказал, чтобы я показал свои «картинки», имея в виду фотографии. Пару дней походил по улицам города, поснимал Йошкар-Олу. Снимки главреду понравились, и меня взяли на работу фотокорреспондентом в городскую газету.

Работа в редакции приглянулась Лебедеву, но вот незадача – он уже работал в институте. Завкафедрой Анатолий Никитьевич Громыко пошел ему навстречу: поскольку молодой специалист не отработал еще положенное время, а работать все-таки надо было, предложил ему вести вечерников. Деваться некуда – взял. Пришлось Лебедеву успевать на двух работах.

И вот близится экзамен у студентов, – вспоминает случай из своей педагогической практики Дмитрий Лебедев. – Вечерники тогда уже все работали, а сдать экзамен, естественно, все хотели. Тогда говорю им, что кто придет на экзамен с подпиской на газету «Йошкар-Ола», поставлю отметку на балл выше. И что вы думаете? Пришли на экзамен все с квитками на подписку! А это 50 студентов! Но вот одной девушке и подписка не помогла: то ли сильно переволновалась, то ли не подготовилась, но ни на один вопрос не ответила. Хотел предотвратить нежелательное развитие экзамена наводящим вопросом: попросил написать закон Ома, но и тут не увидел правильного ответа…

 Полет «нормальный»

В городской газете проявились талант и мастерство Дмитрия Лебедева. Ни одно заметное событие в городе во время его работы в редакции не прошло мимо объектива фотоаппарата. За годы работы в еженедельнике фоторепортер сделал тысячи снимков. Его фотографии отличались профессионализмом и собственным почерком. Лебедева уважали коллеги. Уважали за профессионализм, порядочность, умение оперативно и качественно справиться с любым заданием, даже в нестандартной ситуации.

Это был первый или второй день работы в городской газете, – продолжает разговор Дмитрий Александрович. – Редакционное задание: сделать фоторепортаж о лесных пожарных. В то время они летали на «кукурузниках» и, если случался пожар, – тушили с самолетов. Поехали на аэродром с корреспондентом Алексеем Реутовым. Посадили нас в один из «кукурузников», пристегнули ремнями, и вот мы поднялись в небо. Красота – глаз не оторвать. Пока снимал, Алексей беседовал и в разговоре у пилотов невзначай спросил, что такое воздушные ямы. А те, веселые парни, решили показать… Я их разговора не слышал, занят был фотосъемкой и ни о чем не подозревал. И только вдруг чувствую, что самолет как будто уходит из-под меня. А вестибулярный аппарат у меня слабый…. Попросил пакетик на всякий случай… Приземлились мы где-то в районе Козьмодемьянска. Пилоты просят меня тут же сфотографировать у самолета. И только должна вылететь «птичка», как из меня извергается завтрак… Воздушных ям больше у меня не было, но с тех пор по возможности все же предпочитаю обходиться без самолетов.

Снимки, несмотря ни на что, получились что надо, а редакционное задание выполнено – Лебедева хвалили, искренне радуясь его успехам.

Без камеры как без рук

Дважды в своей жизни Дмитрий Лебедев пожалел, что не взял с собой камеру. А ведь тогда могли получиться и остаться у него, по сути, уникальные снимки. Это сейчас, признается фоторепортер, он может выйти без камеры на прогулку или даже уехать в отпуск без фотоаппарата и не пожалеть об этом. Но были в его жизни моменты, о которых до сих пор вспоминает с неким сожалением.

– Это был август 91-го, – рассказывает еще одну историю фоторепортер. – Поехали мы тогда с женой в Москву, и она уговорила меня не брать с собой фотоаппарат. А время было по сути историческое, 19 число – один из дней «августовского» путча, сопровождавшийся вводом войск в Москву. Видел танки на Красной площади, а фотографировать нечем было. В стране переворот, а я без камеры! Обидно, конечно, было.

А вот другой случай. Тогда Лебедев возвращался в Йошкар-Олу из Москвы. И уезжал-то тогда всего на один день, но именно тогда и произошло то самое событие, запечатлеть на камеру которое не представлялось возможным.

Вдруг от сильного удара поезд резко остановился, – говорит Дмитрий Александрович. – Утро. Туман. За окном поле – и больше ничего. И только почему-то доносилось мычание коров. Оказалось, что поезд переехал стадо… Картинка, как говорится, только «нажимай»! Как было досадно, что под рукой в нужный момент не оказалось камеры! Зато потом фотоаппарат исправно брал с собой.

Только по-доброму

вспоминает Дмитрий Лебедев работу в городской газете, поскольку именно здесь он получил свой первый опыт в профессии, которая и стала делом всей его жизни. Это было, по его мнению, поистине «золотое» время в коллективе единомышленников и друзей. Тогда многие начинающие корреспонденты, фотокорреспонденты прошли через редакцию «Йошкар-Олы», поскольку она была и кузницей профессиональных кадров, и школой журналистики. Редакция была словно вторая семья – болели друг за друга и на работе, и вне ее. Все вместе отмечали дни рождения и профессиональные праздники.

Интересно было работать, каждый день съемки, – завершает беседу Дмитрий Александрович. – Как и многие коллеги, постоянно что-то искал, придумывал, креативил. Тогда можно было снимать практически все, что видел…

А потом с нетерпением ждать, что же покажет проявленная пленка и напечатанные фотографии. Именно в редакционной фотолаборатории получались редкие и уникальные фотографии, на которых Лебедев запечатлевал знаменательные события города, интересных людей и моменты из их жизни – грустные, смешные, странные, непонятные.

Не помню, откуда появился у меня протез левой руки, выкинуть почему-то не решился, а приделал его на дверную ручку своей фотолаборатории, – смеясь, вспоминает еще один случай Лебедев, завершая свой рассказ о работе в редакции. – Руководство сочло это не совсем «эстетично», и я его перевесил на внутреннюю сторону двери. И вот что самое интересное и поразительное! Когда пришел на собеседование в «Коммерсант», на ручке двери издательского дома тоже торчала металлическая кисть руки. Тогда я подумал, что это мне знак, знак судьбы, который изменит мою жизнь. Что, впрочем, и произошло, с 98-го года я работаю в издательском доме «Коммерсант». А работу в «Йошкар-Оле» вспоминаю с благодарностью, где получил бесценный не только профессиональный, но и жизненный опыт.

Фото из архива редакции.

Ранее сайт газеты “Й” рассказывал, о том, что жительница Марий Эл Анна Кутузова отметила свое 100-лет