«А правда, что остров плавучий?»

Голос этой певицы я сравнил бы с густым и нежным темно-коричневым бархатом. Глубокое контральто, какого прежде, да и потом тоже, не было на нашем эстрадном олимпе.


ОБ ЭТОМ ЭПИЗОДЕ ИЗ ЖИЗНИ ЗВЕЗДЫ СОВЕТСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДЫ ГАЛИНЫ НЕНАШЕВОЙ МАЛО КТО ЗНАЛ, А СЕГОДНЯ, ВЕРОЯТНО, УЖЕ НИКТО И НЕ ПОМНИТ. ВО ВРЕМЯ ГАСТРОЛЕЙ В ЙОШКАР-ОЛЕ ПЕВИЦА НЕОЖИДАННО ОКАЗАЛАСЬ НА ОДНОМ ИЗ КРАСИВЕЙШИХ ОЗЕР МАРИЙСКОГО КРАЯ

Голос этой певицы я сравнил бы с густым и нежным темно-коричневым бархатом. Глубокое контральто, какого прежде, да и потом тоже, не было на нашем эстрадном олимпе.


Озеро Таир, 1979 год. Галина Ненашева: «Я люблю тебя, Россия…» (фото автора).

Галина Ненашева провела детство в Челябинской области, там же окончила школу, а после нее в 1958 году девушку без музыкального образования приняли в хор Челябинского оперного театра, — свою роль сыграли природные данные будущей звезды советской эстрады. А потом пошло-поехало: новые коллективы, новые города и сценические площадки, записи на радио и телевидении, и всюду — успех, успех…

Публика валом валила на ее концерты, ее задаривали цветами, аплодисментами, восторженными рецензиями. Были победы и награды на отечественных и зарубежных конкурсах и фестивалях, яркое выступления в польском Сопоте…

И вот летом 1979 года, будучи на гребне успеха и всенародной любви, певица со своим ансамблем оказалась в Йошкар-Оле. И я, давно покоренный ее голосом, отправился на концерт с намерением взять у Ненашевой интервью. После концерта она любезно согласилась уделить мне время, что можно считать большой удачей, если вспомнить публикацию в «Й» от 02.10.12 «Охота на певицу» про то, как в советскую же эпоху мне пришлось ради интервью буквально гоняться за другой звездой — Ириной Понаровской, убив на это все ноябрьские праздники.

Говорить с Галиной Ненашевой было на редкость легко. Собеседницей она оказалась отличной — прямой, открытой и искренней. В связи с этим такой факт: старейший солист театра им. Э. Сапаева заслуженный артист РМЭ Юрий Тупиков в конце 1950-х годов тоже работал в хоре челябинской оперы и хорошо знал Галину. Он-то позже и подтвердил мое мнение об удивительной открытости и коммуникабельности певицы, о ее человеческих качествах — доброте, простоте и отзывчивости.

И еще один штрих. Несколько лет назад я работал над серией очерков об артистах нашего оперного театра. Очередь дошла до Алевтины Смирновой, обладательницы замечательного меццо-сопрано. И на мой вопрос, кого из певиц она особенно почитает, с кого в начале карьеры брала пример, Алевтина назвала Людмилу Зыкину и Галину Ненашеву.

Но это будет позже. А тогда в ходе беседы с Ненашевой мы постепенно перешли на «ты». И когда интервью закончилось, а расставаться с Галиной вот так сразу не хотелось, я неожиданно для самого себя вдруг спросил ее, что она делает завтра, какие у нее планы?

«Проснусь попозже, хорошо отдохну перед вечерним концертом, посмотрю ваш город», — ответила певица.

«А не хочешь после обеда прокатиться в лес, к красивому озеру? Километров сорок от города, на машине чуть больше получаса езды, а озеро чудесное! И время, чтобы по городу пройтись, еще останется».

Галина согласилась: сказала, что любит природу, да и однообразие городов и концертных залов уже надоело.

«Только с твоего позволения я еще товарища захвачу, — предупредил я. — Он тоже журналист. Не испугаешься двух молодых людей, двух журналистов?»

«Я молодых людей никогда не пугалась, тем более журналистов: публика надежная, — ответила Галина. — В общем, звони мне в гостиницу вот по этому номеру около 12 часов, я к тому времени буду готова. Итак, до завтра…»

В полдень следующего дня я, предварительно созвонившись с Галиной, подъехал на своих «жигулях» к гостинице «Советская». В машине со мной сидел марийский журналист и мой большой друг Борис Шамиев. Когда подошла Галина, он галантно уступил даме переднее сиденье. Я познакомил своих друзей — и в путь.

Я заранее знал, куда мы поедем: конечно же на Таир! И ехать недалеко, и дорога отличная, и место прекрасное: само озеро с волшебным, каким-то сказочным островом посередине чего стоит!

В ту пору, более трех десятков лет назад, машин в республике еще было мало, и потому ехать по ровному, временами почти пустынному Кокшайскому тракту было одно удовольствие. По дороге Борис рассказывал Галине про Марийский край, про его достопримечательности, та в ответ говорила о своем творчестве, о товарищах по сцене. В общем, 40 с хвостиком километров до Таира пролетели незаметно.

И вот мы на месте. На озере послеполуденное безветрие. Тишина необычайная, лишь самые верхушки сосен подрагивали от теплых потоков воздуха, поднимающихся от нагретой солнцем земли. Воздух напоен ароматом хвои и запахом прибрежных трав. Мы поставили машину в тень и спустились к берегу. На берегу Галя стояла молча, наслаждаясь покоем и тишиной, удивительным ароматом соснового леса. А потом, оглянувшись на нас с Борисом, тихо сказала: «Красота-то какая! И воздух, воздух какой — в Москве такого не найти…» От этих слов мы с Борисом почувствовали такую гордость, словно сами были создателями и этого озера, и этой умиротворяющей тишины, и этих медноствольных загадочных сосен, плотным кольцом окружавших водную гладь.

Особенно Галю поразил крохотный островок посреди Таира, где высилось с десяток сосен. И мы рассказали, что есть легенда, будто это не просто клочок земли, а самый настоящий плавучий остров. «Что, правда?» — удивилась наша спутница. «Да нет конечно. Просто легенда», — ответили мы.

«А жаль, — разочарованно вздохнула Галина. — Хоть и легенда, но как заманчиво, как сказочно звучит — плавучий остров! В Москве я непременно скажу, что видела в Марийской Республике такое чудо, пусть мне поверят».

А потом она вдруг широко развела руки и, вдохнув полную грудь воздуха, запела во весь свой прекрасный бархатный голос:

«Я люблю тебя, Россия,
Дорогая наша Русь.
Нерастраченная сила,
Неразгаданная грусть…»

Голос Галины летел ввысь и терялся в вершинах загадочных притихших сосен. Я успел взвести затвор фотоаппарата и сделать снимок певицы.

Вскоре мы тронулись в обратный путь. В дороге Галина больше молчала и только возле гостиницы, выходя из машины, сказала: «Спасибо, ребята, за лес, за озеро, за прогулку, которую вы мне подарили. Будет время вечером — приходите на концерт».

После этого я сразу поехал в редакцию. Там попросил нашего фотографа побыстрее проявить пленку и отпечатать несколько снимков — Гале, Боре и мне. Вечером я снова встретился с певицей, которая очень удивилась и обрадовалась фотографиям. На одной из них она своим размашистым, крупным почерком оставила несколько слов и свой автограф.

И снова был концерт, и снова пела Галина Ненашева — пела прекрасные раздольные песни, которых сейчас уже почти и не услышишь: «Нет, мой милый, никуда я не уеду», «Синева», «А лес стоит загадочный», «Калинка», «Белая лебедь», «Шум берез». И конечно же звучал шлягер тех лет, визитная карточка певицы — «Я люблю тебя, Россия…».

Кому-то из читателей, тем, кто помоложе, названия этих песен, да и сами песни, может быть, ничего не скажут — «пришли другие времена, взошли другие имена». Но людям старшего поколения эти песни грели душу и сердце, их любили и помнили. И думаю, что помнят до сих пор.

Года через полтора-два Галина Ненашева вновь была в Йошкар-Оле с концертами, которые, как и прежде, прошли на ура. Я снова встретился с певицей, она вспомнила и меня, и нашу поездку на Таир, и чудо-остров посреди озера.

А еще она пожаловалась, что работать становится все труднее: концерты, радио и телевидение находятся во власти чиновников от культуры, и чтобы получить выгодные контракты или поездку за границу, нужны, как теперь принято говорить, откаты, а попросту — элементарные взятки, а делать это людям талантливым, знающим себе цену, не хочется.

Больше Галина Ненашева в Йошкар-Оле не пела. Но совсем недавно я увидел ее в одном из телевизионных ток-шоу, посвященных памяти Эдуарда Хиля. Там Галина рассказала, как после фестиваля в Сопоте она и Хиль гастролировали по концертным залам польских городов. С телеэкрана певица прекрасно выглядела, и только ежик ее как обычно коротко стриженых волос стал сплошь серебристо-белым.

Позже, работая над этой статьей, я заглянул в Интернет, где о Ненашевой было написано, что она и по сей день много и успешно гастролирует по стране. Жаль только, что в график ее гастролей и концертов не попадает наш город.

Лев ЯТМАНОВ