Молодой актрисе театра им. Шкетана Светлане Александровой частенько достаются роли положительных лирических героинь. В 2015 году она окончила Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина в Москве и сейчас служит на нашей марийской сцене. Наш разговор со Светланой о ее самых ярких ролях за этот пока не очень большой период работы на сцене и приобретенном в театре опыте. А еще про ее неожиданную потребность сыграть проститутку, воровку или других отрицательных персонажей.

– Как вы приняли решение связать свою жизнь с театром?

– Работа в театре не была мечтой выпускницы школы Светланы Александровой. Да, я всегда мечтала быть узнаваемой, это точно было детской мечтой. Но, повзрослев, я уже об этом не думала. После школы хотела изучать языки, планировала стать филологом или журналистом. А к актерской профессии меня привел, скорее, случай… Попала на прослушивание и каким-то чудом оказалась в Москве. Я не знаю детали, но уже позже выяснилось, что педагоги не хотели меня брать, все, кроме одного мастера – Тамары Ивановны Лякиной. Только благодаря ей я и попала в эту творческую профессию.

– Как, по-вашему, какими качествами должен обладать современный актер?

– Об этом я в последнее время очень много думаю, особенно после всех тренингов, лекций московских гостей – актеров Ники Пархамовской, Александра Андрияшкина, Дмитрия Кошмина. Я рада, что у нас есть классическая школа – основа, но актер нынешнего века должен постоянно двигаться вперед, развиваться, учиться. На одной марийской и русской классике мы далеко не уйдем. Сейчас время новых поисков, новых взглядов… Понятно, что актер должен быть универсальным, но этого мало сейчас, нужно глубже копать и идти в ногу со временем.

– Как считаете, театр все еще продолжает учить зрителя чему-то новому?

– Думаю, театр не учит, театр дарит ощущения, чувства, эмоции. Он побуждает нас к какому-то действию, на что-то мотивирует, может, воспоминания какие-то будоражит или что-то новое рождает в наших сердцах и душах.

– Сейчас постановки в театрах становятся все более экспериментальными, стали популярны моноспектакли, иммерсивные действия и т.д. Как вы думаете, йошкар-олинский зритель готов принимать такие эксперименты?

– Я считаю, что небольшой процент зрителя не только готов, а прямо жаждет чего-то такого экспериментального. А остальных нужно привлекать новыми идеями.

– В связи со сложившейся в этом году обстановкой, театры по всей стране перешли на онлайн-формат. Какая ситуация была в вашем театре? Были ли онлайн-спектакли для зрителей?

– Ситуация для нас, действительно, сложная. Но мы тоже приспосабливаемся. Один раз был онлайн-показ спектакля «Салика», 3 января играли в онлайн комедию «Сӧснапоминка». Но в то же время мы постоянно репетируем, играем спектакли на сцене, надеемся, что скоро все придет в норму.

– Вы играли в спектакле «А зори здесь тихие». Как, на ваш взгляд, в этом трогательном и пронзительном спектакле передается война? Что поражает лично вас?

– Сразу хочу уточнить, что это не спектакль, а литературно-музыкальная композиция. Я играю одну из главных героинь – Риту Осянину. Очень сложно говорить на эту тему, не могу и боюсь представить, как люди жили в то время. Война – это страшно. Не знаю, передает ли эта постановка всю атмосферу, но то, что показывает человеческие судьбы, точно. Мне всегда была интересна судьба именно женщины, а женщина во время Великой Отечественной войны – это вообще отдельная история.

– Кто из известных актрис и актеров для вас является эталоном? На кого вы равняетесь?

– У меня нет кумиров, но однозначно есть актеры, за которыми я наблюдаю и удивляюсь, как они это делают или делали. Из советских – это такие «глыбы», как Алексей Баталов, Олег Даль, Алиса Фрейндлих. Из зарубежных: Фрэнсис Макдорманд, Николь Кидман, Мерил Стрип. А из современных российских: Юрий Борисов,  Ксения Раппопорт. Но самый любимый актер у меня с детства Сергей Бодров. Еще очень нравится Инна Чурикова, считаю, что наши с ней черты лица очень похожи.

– Есть роль, о которой мечтаете?

– Очень хочется затронуть Достоевского, Бертольда Брехта, это немецкий драматург, современных авторов, таких как Иван Вырыпаев, Василий Сигарев. Мне страшно надоело играть лирических героинь. Душа просит психически больных персонажей, зависимых от наркотиков, алкоголя, или проститутку, воровку. Я знаю, чернухи и в жизни хватает, но очень уж хочется. Мечтаю сыграть Шен Те из пьесы Брехта «Добрый человек из Сычуани» или Настасью Филипповну из «Идиота» Достоевского. Я никогда не играла подобное, хотелось бы попробовать.

– Чем в свободное от работы время занимаетесь?

– Свободного времени очень мало. Если успеваю, хожу на йогу. А вообще, чтобы не отставать от «культурного бума», я смотрю спектакли, арт-фильмы, интервью, изучаю разных театральных режиссеров, вебинары слушаю и люблю читать.

Фото из архива Светланы Александровой.