В авиамодельный спорт Анатолий Стариков пришел довольно поздно, в 18 лет, когда в военкомате дорогу в большую авиацию ему закрыли. Для парня это оказалось настоящей трагедией. Отчаиваться не стал, а записался в авиамодельный кружок, которым руководил тогда человек-легенда марийского авиамоделизма Константин Гживац.

За один учебный год Анатолию удалось сконструировать два планера и научиться их запускать. А потом были республиканские соревнования, на которых он взял первое место, причем выполнив норматив первого спортивного разряда! Сейчас Анатолий Иванович – мастер спорта, председатель Региональной общественной организации «Федерация авиамодельного спорта Республики Марий Эл», и, конечно же, об авиамодельном спорте знает многое, поскольку в нем он без малого уже 60 лет.

– Анатолий Иванович, что же представляет собой авиамодельный спорт?

 Это малая авиация. Вместе с тем и в ней жестко действует основное правило авиации: небо ошибок не прощает. При этом любые нарушения авиационных норм при проектировании и эксплуатации моделей приводят либо к неудовлетворительным результатам полетов, либо к их поломке. В отличие от многих видов спорта, авиамодельный спорт доступен людям разного возраста: от учащихся и студентов до спортсменов – пенсионеров. К примеру, в начале 90-х годов Чемпионом Мира в классе резиномоторных моделей F-1-В стал 66-летний американец Боб Уайт, а на 60-х Республиканских авиамодельных соревнованиях среди учащихся 2006 года 1 место в классе юниорских моделей планеров F-1-Н  завоевал 9-летний Павел Власов, с результатом первого спортивного разряда, естественно под руководством опытного тренера.

В послевоенные годы, когда авиамоделизм стал массовым, полеты моделей на соревнованиях проводились на достижение максимальных значений скорости, высоты и продолжительности. Однако вскоре выяснилось, что качество моделей и их летные характеристики стали настолько совершенными, что полет модели, скажем, на дальность, стал возможным лишь при сопровождении ее самолетом с судьей, фиксирующим результат. По этим причинам были разработаны Правила проведения соревнований, и введены жесткие ограничения по массо-габаритным характеристикам моделей, весу резиномотора, рабочему объему двигателя внутреннего сгорания, длине леера для моделей планеров, и максимальному времени каждого из нескольких полетов, фиксируемых судьями.

Авиамоделирование республики имеет богатую историю. Что послужило началом развития спортивного авиамоделизма в нашем регионе?

 Отсчетом  авиамодельного спорта в Йошкар-Олинском авиационно-спортивном клубе можно считать январь 1965 года, когда была организована авиамодельная лаборатория. Первый ее руководитель – Анатолий Семенович Кожевников, бывший летчик-инструктор клуба, фронтовик. Спортсмены -авиамоделисты впервые стали участвовать в спортивных соревнованиях за пределами Марийской АССР. Победа пришла уже в 1968 году на  соревнованиях Чемпионата России Северо-Восточной зоны РСФСР.  Тогда наш спортсмен Юрий Алексеевич Пичугин, выступая на Зональных соревнованиях в г. Иваново с кордовой моделью-копией самолета АН-24Б, впервые в республике стал кандидатом в мастера спорта СССР.

Спустя 4 года, в 1972 году, экипаж воздушных «бойцов» в составе Владимира Яковлевича Авдонькина и меня, за один спортивный сезон  выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта СССР, мастеров спорта СССР, выиграли Чемпионат России в категории кордовых моделей воздушного «боя» F-2-D, и стали участниками 41-го Чемпионата СССР в составе сборной команды РСФСР. В феврале 1973 года мы стали первыми в республике мастерами спорта СССР по авиамодельному спорту.

 

Спустя много лет, в середине 90-х годов,  мастером спорта России стал еще один спортсмен Республики Марий Эл – Владимир Павлович Барабанов…

Совершенно верно. Он успешно выступал на соревнованиях, включая этапы Кубка Мира, в классе свободнолетащих моделей F-1-С – таймерных моделей самолетов. Вообще за годы активного развития авиамодельного спорта, а это с 1965 по 1995 годы, в Йошкар-Олинском авиационно-спортивном клубе воспитано немало спортсменов-авиамоделистов высокого уровня. Мастера спорта СССР и России: Владимир Яковлевич Авдонькин,                                                          Владимир Павлович Барабанов, Анатолий Иванович Стариков. Кандидаты в Мастера спорта СССР  Александр Александрович Домрачев, Владимир Викторович Иванов, Евгений Юрьевич Лузин, Юрий Алексеевич Пичугин. Особое место среди спортсменов-авиамоделистов, которые начали занятия этим видом спорта в конце 60-х, занимает Игорь Александрович Токтаев. Он не только сам неоднократно выполнял норматив мастера спорта в классе свободнолетащих моделей F-1-А – моделей планеров, но самостоятельно подготовил для достижения такого же результата своего сына Евгения. Так, на Чемпионате России 2003 года в г. Орле  по свободнолетающим моделям, Евгений Токтаев занял 5 место. Если учесть высокий мировой рейтинг сборной России по этой категории моделей, то для Марий Эл такой результат можно считать высочайшим. Сам Игорь Александрович в 1994 году занял 2 место на Чемпионате СНГ в г. Волгограде, что также является результатом высокого уровня. Оба спортсмена достаточно авторитетны среди российских спортсменов, хотя по ряду причин на них не были своевременно оформлены представления на присвоение звания мастера спорта.

– Вы уже сказали, что в соревнованиях участвуют таймерные модели самолетов, модели планеров. Какие же еще можно увидеть модели, парящие в небе?

Модели планеров чемпионатного класса категории F-1-А. Взлет модели происходит строго против ветра, на высоту 50 метров, при помощи леера. Опытные спортсмены могут удерживать планер на этой высоте длительное время. При внешней простоте модель представляет собой сложную инженерную конструкцию, разработка, постройка и эксплуатация которой требует длительной профессиональной подготовки. Вместе с тем для достижения высоких спортивных результатов без таких моделей, и соответствующей подготовки для их эксплуатации – не обойтись. Модели планеров для малоопытных спортсменов более просты, запуск их не представляет затруднений, но результаты их полетов существенно ниже.

Далее – радиоуправляемые модели планеров  категории F-3-J. Они для тех, кто начинает осваивать прелесть управления летающей моделью, и желает участвовать в серьезных соревнованиях. Конструкции этих моделей самые разнообразные, однако, должны обеспечить два основных качества: продолжительность полета и точность посадки. И радиоуправляемые модели-копии самолетов для ведения воздушного «боя», работают на метиловом  спирте в смеси с синтетическим маслом для двухтактных двигателей. Взлет – с рук, шасси отсутствуют. Скорости самолетов – до 130 км/ч.

Получается, что современный авиамодельный спорт – удовольствие дорогое?

Да, это сложный и затратный вид спорта. Если раньше мы делали модели самолетов сами, используя для конструкции древесину, микалентную бумагу, то сейчас ситуация изменилась, для сборки моделей продается множество комплектующих. Достаточно сказать, что стоимость одного экземпляра спортивных моделей Чемпионатного уровня – от 500 до нескольких тысяч долларов США, плюс их эксплуатация, плюс расходы на участие в соревнованиях. Свободнолетающие модели – планеры, резиномоторные и таймерные самолеты в процессе тренировок и соревнований могут быть разбиты, либо утеряны, поскольку полет их происходит вне связи с пилотом в условиях сильного ветра, значительной интенсивности термических потоков воздуха, и пересеченного характера местности. Как правило, для подготовки к ответственным соревнованиям, и успешного участия в них, спортсмен должен иметь несколько моделей.

Фото из личного архива А.Старикова.

Ранее сайт газеты “Йошкар-Ола” сообщал, что в Йошкар-Оле детский сад №20 отметил 10-летие своей работы, а также рассказывал о том, что в Йошкар-Оле общественники предложили возродить Мари парк. Кроме того, за сутки из инфекционных стационаров Марий Эл выписаны 44 пациента, в Марий Эл госавтоинспекторы советуют жителям из-за ухудшения погоды быть внимательными на дорогах, на дорогах Марий Эл 21 января зарегистрировано 2 ДТП с пострадавшими