Белый верх и черный низ

ВВОДИТЬ ИЛИ НЕ ВВОДИТЬ В РОССИИ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ?

Напомним: общественный резонанс вокруг введения единой формы в школах возник после того, как директор одной из школ Ставрополья запретил ученицам приходить на уроки в хиджабах.

После этого родители девочек и муфтий Ставропольского края пожаловались в прокуратуру, а Президент РФ Владимир Путин предложил регионам задуматься о введении единой школьной формы.


ВВОДИТЬ ИЛИ НЕ ВВОДИТЬ В РОССИИ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ?

Напомним: общественный резонанс вокруг введения единой формы в школах возник после того, как директор одной из школ Ставрополья запретил ученицам приходить на уроки в хиджабах.

После этого родители девочек и муфтий Ставропольского края пожаловались в прокуратуру, а Президент РФ Владимир Путин предложил регионам задуматься о введении единой школьной формы. При этом он подчеркнул, что форма не обязательно должна быть как в Советском Союзе — одна на всю страну. И проблема здесь, по мнению президента, не только в плане религиозного представительства или иных внешних атрибутов. Есть и чисто житейские вещи.

«Наверное, не очень приятно, когда одни дети приходят одетые, мягко говоря, шикарно, а другие — совсем скромно. В таких коллективах никто не должен чувствовать себя человеком второго сорта», — считает Путин. А по поводу ношения хиджабов в российских школах Владимир Владимирович сказал: «У нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить». Он также предложил посмотреть на опыт европейских государств, и тогда «все станет ясно».

Похожие проблемы уже решили Франция и Бельгия. Французы, например, запретили ношение в публичном месте платка на лице. Наказание — штраф в 150 евро. За понуждение к ношению штраф уже 30 тысяч евро или год тюрьмы.

В России выход из ситуации видят не в штрафах, а в том, чтобы ввести единую форму для учеников. По данным опроса портала Superjob.ru, 68 процентов респондентов одобряют это предложение, 39 процентов из них считают, что форма должна быть единой для всех школ в стране, другие 29 процентов — что каждой школе нужна своя форма. 25 процентов опрошенных против введения школьной формы, 7 процентов затруднились ответить.

К слову, сейчас идею возврата к школьной форме обсуждают не только в России, но и в некоторых странах Евросоюза, в частности, в Германии и Франции. В настоящее время школьную форму носят в Великобритании, Японии, на Кубе, в обеих Кореях, Индии, Ирландии, Сингапуре, Южной Африке, на Кипре и в Гонконге. В Австралии каждая школа сама устанавливает форму. В Турции есть единый фасон (костюм, блузка, джемпер и юбка, галстук), но у каждой школы свой цвет. Вернул школьную форму Азербайджан. В Киргизии ученики и родители выбирают фасон формы, категорически запрещено посещать занятия в дорогой одежде.

В США в разных штатах картина разная. Ношение школьной формы обязательно в Филадельфии, а в Нью-Йорке — только в половине школ. В целом в 25 процентах американских начальных школ введена школьная форма. Комплект стоит от 35 до 150 долларов.

МНЕНИЕ

Евгений Петрович БУРДО, уполномоченный по правам ребенка в РМЭ:

— У меня было пионерское детство, форма тогда у всех была одинаковой и обязательной, и в этом нет ничего плохого. Лично я полностью одобряю идею введения единой школьной формы. В школе дети должны учиться, а не отвлекаться на то, кто и в чем сегодня пришел. И не обязательно, чтобы форма была единой на всю страну, каждая школа может вводить свой стиль. Это даже лучше: ученик будет осознавать, что он часть своей школы.

Меня в данном вопросе волнует экономическая сторона. Школьная форма должна быть финансово доступной для родителей. Возможно, было бы правильным выдавать какие-то субсидии на покупку формы, либо школа должна делать централизованный заказ в ателье и при этом должны предоставляться скидки.

Людмила Ивановна УРУСОВА, директор йошкар-олинской гимназии № 4 им. А.С. Пушкина:
— С этого года в нашей гимназии введена единая школьная форма — все обучающиеся с 1 по 11 классы приходят на учебу в темно-синих жилетках с эмблемой гимназии. У кадетов, соответственно, своя форма. Единая школьная форма нужна: она дисциплинирует, это хороший внешний вид, никто из детей не выделяется.

Владимир Александрович ДОМРАЧЕВ, директор школы № 7:
— Школьная форма, безусловно, нужна, она дисциплинирует. Не обязательно, чтобы форма была единой во всех школах страны, считаю, что индивидуальность должна присутствовать. Главное, она должна быть сдержанной, аккуратной. В нашей школе у каждого класса есть свой стиль одежды: у мальчиков — костюмы, у девочек — блузки, юбки либо брюки. Каких-то жестких требований здесь нет, главное, чтобы все было выдержано в одном стиле и цвете. Какой должна быть форма в том или ином классе, решается на родительском собрании.

Иван Валерьевич ИВАНОВ, директор школы № 3:
— Я только за. Единая школьная форма организует ребят, приучает к дисциплине. В нашей школе нет единой школьной формы, кроме кадетских классов. Но мы стараемся придерживаться определенной строгости и сдержанности.

Вообще, по моему мнению, не обязательно возвращаться в прошлое и вводить единую школьную форму, она может модифицироваться и быть своей в каждом классе или школе. Важно, чтобы ученик понимал, что он учится в этой школе и в этом классе.

Светлана Юрьевна АЛЯКРИТСКАЯ, директор школы № 9:
— К единой школьной форме отношусь очень положительно. Одежда не должна отвлекать от учебного процесса. Важно, чтобы положение о форме было прописано на законодательном уровне — так мы, по крайне мере, сможем требовать, чтобы ученик ее носил.

Какой должна быть форма? Сейчас, в век демократизации, должен быть выбор, родители должны сами определиться с моделью, фасоном, цветом: будет ли это платье или блузка с юбкой, костюм или брюки с рубашкой. Но в любом случае все должно быть выдержано в деловом стиле.

Татьяна Валентиновна ГЛУШКОВА, директор гимназии № 14:
— Уверена, что единая школьная форма нужна. Она дисциплинирует, выравнивает. Форма не обязательно должна быть единой по всей стране, модели могут выбирать в каждой школе. Причем сейчас есть возможность выбора, форма может быть современной, без серости. В нашей гимназии школьная форма есть в начальных классах, в средних и старших классах дети придерживаются делового стиля.

Светлана ЛАЧКОВА,
с использованием материалов «РГ»