Большегрузы, следите за весом!

Проезд грузовика весом 12 тонн воздействует на дорожное покрытие так же, как 20 тысяч легковых автомобилей, двигающихся по трассе. Семь дней проводилась всероссийская акция «На дорогу — без перегруза!». В эти же дни Госавтоинспекция МВД республики проводила операцию «Тяжеловес».


ПРОЕЗД ГРУЗОВИКА ВЕСОМ 12 ТОНН ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ ТАК ЖЕ, КАК 20 ТЫСЯЧ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ДВИГАЮЩИХСЯ ПО ТРАССЕ

Семь дней проводилась всероссийская акция «На дорогу — без перегруза!». В эти же дни Госавтоинспекция МВД республики проводила операцию «Тяжеловес».

Многогранной теме, связанной с крупногабаритными перевозками, сохранностью автодорог, посвящался недавний брифинг в УГИБДД МВД по РМЭ. Своим взглядом на ситуацию поделились руководители Управления Госавтоинспекции, «Марийскавтодора», территориального отдела государственного автодорожного надзора.

О сути новой всероссийской акции рассказал начальник УГИБДД Михаил Камаев. У руля масштабной инициативы — Госавтоинспекция России, Росавтодор, профильные министерства, надзорные ведомства. Сохранность автодорог, сокращение до минимума потока тяжеловесной техники со сверхнормативными нагрузками, просветительская работа с компаниями-грузоперевозчиками, жесткий спрос с нарушителей законодательства — таковы приоритеты акции.

УДАР ТЯЖЕЛОВЕСОВ ПО ДОРОЖНОМУ ФОНДУ
Как известно, всем автолюбителям хочется шелковых магистралей, без ям, выбоин и прочих изъянов. Но дорожный бюджет всегда ограничен, и должные потребности весьма далеки от реальных назначений. Поэтому только что залитые асфальтом дороги-картинки не должны превращаться в дороги-однодневки. А о дышащем на ладан асфальтовом покрытии и говорить нечего. Каким же образом машины-гиганты влияют на качество автотрасс? Михаил Камаев привел интересные данные Росавтодора. Сегодня около трети крупногабаритной техники, курсирующей по федеральным трассам России, нарушают весовые параметры. Более четверти дорог эксплуатируются с превышением расчетной интенсивности движения и нагрузки. Проезд одного грузовика весом 12 тонн равен по воздействию на дорогу 20 тысячам легковых автомобилей. Если гигант перегружен на 50 процентов, то разрушающий эффект усиливается в пять раз. Примечательно, но общее количество тяжеловесов на федеральных трассах весьма незначительно — менее 3 процентов, а нарушителей, казалось бы, всего один процент. Однако за восстановление изуродованных ими дорог платит налоговыми вычетами каждый автовладелец. В итоге в масштабах страны перегруженные машины становятся виновниками более чем солидного ущерба — он вдвое превышает годовой объем дорожных фондов всех уровней.

А как обстоят дела у нас в Марий Эл? Как пояснил директор ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» Александр Сальников, в целом за несколько последних лет число нарушений сократилось. И связано это с ужесточением законодательства. На сегодняшний день составлено 293 акта, связанных с перегрузами крупногабаритной техники, а предъявленный нарушителям ущерб составляет более 2,5 млн рублей. Между тем на восстановление каждого километра автодорог требуется от 10 до 15 миллионов рублей. А у нас в республике порядка 800 километров трасс пострадали от тяжеловесов. 

ЗА «РАЗЖИРЕВШУЮ» МАШИНУ ПРИДЕТСЯ ПЛАТИТЬ 
По традиции самые дисциплинированные перевозчики — «международники», они «заточены» под строгие стандарты весовых нормативов. А в самых устойчивых категориях нарушителей — владельцы, арендаторы, водители техники, задействованной в лесном комплексе и строительной отрасли. 

Понятно, что во время акции серьезно усиливается надзор за передвижением большегрузов. Напомним, на территории Марий Эл находятся один стационарный и три передвижных пункта весового контроля. Те, у кого с весом все в порядке, направятся по своим маршрутам, а «разжиревшие» машины отправят на штрафстоянку. В этих случаях под действия Административного кодекса попадают водитель и собственник груза. Пока техника не придет в весовую норму, дальнейший путь заблокирован. Водителя ожидает штраф от 1 до 10 тысяч рублей. Есть и такая санкция — лишение прав на 4 — 6 месяцев. И здесь все зависит от процента перегруза. Должностным лицам предстоят более приличные траты — штраф от 10 до 50 тысяч рублей. А юридических лиц ожидают и вовсе разорительные штрафные суммы — от 100 до 500 тысяч рублей. К слову, за восемь месяцев текущего года административная ответственность «накрыла» 26 должностных и трех юридических лиц. Ну а примерные перевозчики получают от участников акции флажки и стикеры с убедительным девизом: «Езжу без перегруза — берегу дороги». 

Если сегодня у нарушителей есть поле для маневра — водители тяжеловесной техники могут умчаться от «контрольных препятствий» по объездным дорогам или отсидеться до благоприятного часа в придорожных кафе — то через год-два ситуация изменится: на автотрассах будут установлены автоматические системы (рамки) с видеофиксацией весового контроля, вначале на федеральных, а потом и на региональных автомагистралях.
Так что лишний вес приведет перевозчиков, игнорирующих букву закона, к весьма разорительному финансовому итогу.