Божественный инструмент

В национальном музее им. Т. Евсеева работает выставка «Гуслярша», посвященная 100-летию Анны Сидушкиной. В экспозиции представлены различные фотографии, документы, газетные вырезки, книги — около 30 экспонатов, отображающих жизнь известной марийской гуслярши, поднявшей исполнительство на этом музыкальном инструменте до профессионального уровня.


В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ ИМ. Т. ЕВСЕЕВА РАБОТАЕТ ВЫСТАВКА «ГУСЛЯРША», ПОСВЯЩЕННАЯ 100-ЛЕТИЮ АННЫ СИДУШКИНОЙ

В экспозиции представлены различные фотографии, документы, газетные вырезки, книги — около 30 экспонатов, отображающих жизнь известной марийской гуслярши, поднявшей исполнительство на этом музыкальном инструменте до профессионального уровня.

У марийцев существует легенда о том, как поспорили между собой бог и дьявол, чей инструмент больше понравится народу. Бог изобрел гусли, а дьявол — волынку, но марийцам больше понравилось звучание божественного инструмента. Тогда разозленный черт проделал в деке гуслей дыру, намереваясь испортить инструмент, но он от этого стал играть только звонче. Интересная легенда, и это неудивительно, ведь гусли — неотъемлемый атрибут марийской культуры. Правда, говорят, в древности на нем играли только мужчины, и женским инструментом он стал уже со временем.

Во многих семьях девочки обучались игре на гуслях с детства. Так и Анна Романовна, родившаяся в 1915 году в Горномарийском районе, обучилась игре у родителей. Кстати, Сидушкина стала первой марийской женщиной, получившей высшее музыкальное образование. После окончания Йошкар-Олинского техникума искусства она поступила в Московскую консерваторию им. А.И. Чайковского на дирижерско-хоровое отделение, которое окончила в 1946 году. В 1950-х годах она стала руководить ансамблем гусляров в Маргосфилармонии.

До Анны Романовны многие играли на гуслях на слух, а она стала обучать игре по нотам. А так как никаких методических пособий для обучения не было, то Сидушкина все сделала сама: сначала написала методичку для себя и по ней обучала молодых гуслярш, потом стала накапливать классические произведения, марийские народные песни, перекладывая их для игры на гуслях. Например, мелодия о покорении Казани, зародившаяся еще в XVI веке и передававшаяся из поколения в поколение, сохранилась и до наших дней, а все благодаря тому, что ее впервые записала Анна Романовна, а потом опубликовала в сборнике. Кстати, некоторые песни для игры на гуслях она писала и сама.

Сидушкина обучила и профессионально вырастила целую плеяду молодых преподавателей, которые продолжают ее дело до сих пор. Одной из них является и ее внучатая племянница Фаина Эшмякова, которая уже около 40 лет преподает игру на гуслях в Микряковской детской музыкальной школе. Кстати, в своей дипломной работе «Марийские гусли. Прошлое и настоящее» целую главу она отвела и основоположнице профессиональной игры на гуслях.

Выставка, посвященная Анне Сидушкиной, будет работать в музее до конца февраля.

Материалы подготовила Ирина СУВОРОВА