Быть первым, или «комплекс отличника»

— Мой внук учится во втором классе. Был отличником, сейчас вышла одна четверка. Он воспринимает снижение оценки очень тяжело. И хотя родители не оказывают на него давления (не просят приносить лишь одни пятерки), он во всем стремится быть первым, лучшим, по натуре лидер. Поэтому, когда в процессе учебы успеваемость у него не на 5, каждый раз появляются слезы. Как помочь ему не воспринимать так близко четверки?


СО ВРЕМЕНЕМ ЭТО МОЖЕТ СТАТЬ СЕРЬЕЗНОЙ ПРОБЛЕМОЙ, ЕСЛИ НЕ ПРЕДПРИНЯТЬ НЕОБХОДИМЫХ МЕР

— Мой внук учится во втором классе. Был отличником, сейчас вышла одна четверка. Он воспринимает снижение оценки очень тяжело. И хотя родители не оказывают на него давления (не просят приносить лишь одни пятерки), он во всем стремится быть первым, лучшим, по натуре лидер. Поэтому, когда в процессе учебы успеваемость у него не на 5, каждый раз появляются слезы. Как помочь ему не воспринимать так близко четверки?

Психолог Центра социально-психологической помощи населению г. Йошкар-Олы Светлана Генриховна ЛЕВЕНШТЕЙН:

— Детям уже в первом классе важно объяснить, что они имеют право на ошибку, что они только начинают учиться. То, что ваш внук так болезненно реагирует на оценки, говорит о том, что это очень важно для него, связано с желанием успеха, быть первым, лучшим. Есть тревожные дети, они, как правило, очень переживают из-за оценок: плачут, плохо спят, могут появиться на этом фоне вредные привычки (грызение ногтей, частое моргание). Не стоит перегружать ребенка ответственностью. Программирующие фразы «Не подведи нас!», «Ты должен учиться хорошо!» или упреки типа «Если не сможешь учиться хорошо, никуда не поступишь, а платно мы тебя не сможем учить» действуют на эмоциональных, впечатлительных детей отрицательно. Проверьте мотивацию малыша. Спросите, зачем он ходит в школу. Ответы могут быть разные: потому что там весело, потому что все ходят, потому что папа (мама) заставляет, за пятерками, за знаниями и т. д. Конечно, наиболее правильный ответ — за знаниями. Тревожным, эмоциональным детям кажется, что если они получат плохую отметку, то их не будут любить. Получение знаний отодвигается на задний план, важна именно отметка любыми путями.

Озабоченность бабушки не напрасна. Если своевременно не оказать ребенку квалифицированную помощь, не научить, как можно совладать с чрезмерной тревожностью и эмоциональностью, то в дальнейшем эта черта может приобрести характер более серьезный. Уже в раннем подростковом возрасте повышенная тревожность может проявляться в таких формах, как скованность, дрожание рук, ног, вегетативные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение, усиленное сердцебиение, а иногда и позывы к рвоте), суетливость, слезливость. Они могут стать серьезной проблемой для школьника. Эмоции являются сильными регуляторами поведения людей. При этом они могут мобилизовать человека, побуждать его к более эффективным действиям или, наоборот, будут тормозить его активность, приводить к бегству от ответственности. Можно рассказать ребенку о том, что негативные эмоции (обида, злость, стыд, чувство вины и т. д.) бывают у всех людей независимо от возраста и пола, но этими эмоциями можно управлять (попробуйте привести пример негативных эмоций из своей жизни, а также способы, при помощи которых вы их преодолеваете). Умение контролировать свои эмоции — очень важное качество, тем более для лидера, каким хочет быть ваш внук. Саморегуляция, самоконтроль как раз вырабатываются к 7 — 8 годам.

Повышенная тревожность может быть и результатом переутомления, поэтому необходимо создать очень предсказуемую обстановку дома, строгий режим, не нагружать ребенка дополнительными кружками, а выбрать ему одно, наиболее любимое занятие. Можно посоветоваться с невропатологом, как укрепить нервную систему ребенка.