Чехов в куклах

Республиканский театр кукол открывает театральный сезон. Первая премьера сезона — спектакль по пьесе «Три сестры» по Чехову. Однако в Театре кукол он называется «Прозоровы. Эпитафия». Этот спектакль ставит уже известный йошкаролинцам питерский режиссер Александр Стависский.


РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ ОТКРЫВАЕТ ТЕАТРАЛЬНЫЙ СЕЗОН. ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА — СПЕКТАКЛЬ ПО ПЬЕСЕ «ТРИ СЕСТРЫ» ПО ЧЕХОВУ

Однако в Театре кукол он называется «Прозоровы. Эпитафия».

Этот спектакль ставит уже известный йошкаролинцам питерский режиссер Александр Стависский. В настоящее время в репертуаре театра имеются две его постановки — «Бедный Акакий» по повести Н. Гоголя «Шинель» и «Жак и его слуга, или Как стать людоедом» по мотивам сказки «Кот в сапогах». После премьеры 17 сентября к ним добавится и третий спектакль.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЭПИТАФИЯ

Надо сказать, новая постановка даже на стадии репетиций поражает своей необычностью. Большую роль в этом сыграло мастерское оформление зала-сцены художником-постановщиком Татьяной Батраковой. С режиссером Стависским у них сложился отличный творческий тандем, от которого уже ждешь чего-то нового и необычного. Почему зал-сцена? А потому, что спектакль будет идти в малом зале и здесь не будет сцены с рампой, которая разделяла бы зрителя и актеров. Как говорит Татьяна Батракова, «Чехова хочется рассматривать атмосферно», поэтому малый зал для постановки лучше.

Он оформлен так, что, вступив в него перед началом спектакля, зритель тут же очутится в усадьбе Прозоровых. Правда, сама усадьба будет напоминать то ли музей, то ли антикварную лавку. Но так и задумано, ведь главные герои этой истории будут словно вспоминать и анализировать свое прошлое, приглашая и зрителей совершить вместе с ними путешествие по волнам памяти.

«Для того чтобы окунуться в прошлое, можно ведь и полистать старый альбом, но у нас зрители будут находиться посреди обломков этого мира, — рассказывает режиссер-постановщик спектакля Александр Стависский. — Это все разрушенный дом семьи Прозоровых, осколки от него, фрагменты».

Оформление спектакля полностью соответствует и его названию. Ведь не зря же спектакль назван не «Три сестры», а «Прозоровы. Эпитафия». По словам режиссера и художника, это название не только не противоречит автору пьесы, но и соответствует нашему времени.

«В самой пьесе очень много того, что Чехов напророчил и что сбывается сейчас, несмотря на то, что пьеса была написана в 1901 году, — говорит Александр Стависский. — Чехов выстраивает такой обаятельный мир дворянского семейства, где все воспитанны, знают несколько языков, грубого слова сказать не могут. Но мы видим, как они теряют свой мир, постепенно отдают его другим людям, более грубым, стяжателям, которые не задумываются над моральными вопросами. А причина в том, что они не сохраняют, не умножают, не берегут, не развивают родительское наследие. Это все прочитывается по несовершенным поступкам героев. Они только тратят то, что им оставили родители, и мечтают о каком-то эфемерном будущем, которое они даже не могут для себя сформулировать. Они до сих пор остались в детстве, в инфантильности. По большому счету, у них нет цели, есть только желание вернуться в Москву, в свое «золотое» детство. Вопреки брату, который совсем потерял стержень и загубил свою судьбу, сестры пытаются трудиться, но даже эти попытки не приносят им удовлетворения и облегчения. Это труд из-под палки, труд подневольный, вынужденный. Мы видим людей без мотивации к жизни. И то же самое происходит и сейчас: прагматики, стяжатели, люди без правил точно так же завоевывают этот мир».

В спектакле задействованы пять актеров театра, которым предстоит играть не только собственно семью Прозоровых, но и всех остальных персонажей. Куклы в спектакле будут небольшие, подробные, наполовину игровые, наполовину шарнирные. Причем шарнирная кукла будет использована и как знак, символ, предмет, и как персонаж.

По словам питерского режиссера, в нашем театре есть актерские силы, которые могут осилить чеховский материал, отчасти еще и поэтому для постановки был выбран именно этот автор. А так как в последнее время для работы в Театре кукол берут практически любой материал, то и Чехов в куклах — явление не новое. Правда, больше берут «Вишневый сад» или рассказы Антона Павловича. «Три сестры» — редкость. Тем интереснее работа над этой пьесой, тем более, как мы понимаем, кукла любой материал приводит к обобщению, а также не терпит большого объема текста. Пьесу, конечно, пришлось подвергнуть некоему монтажу и сокращению, но не сильно — в основном были убраны повторяющиеся реплики и абзацы.

Спектакль обещает быть интересным. В любом случае сам факт постановки Чехова, да еще и в Театре кукол, уже радует. Классика — она и есть классика. И этот спектакль, по словам режиссера, будет полезен и молодому поколению, подросткам, которые находятся на перепутье. Мир красивый, тонкий, неспособный к борьбе и мир отвратительный, но целеустремленный и способный бороться — какой окажется более привлекательным?

БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ

«Прозоровы. Эпитафия» не единственное большое событие сезона. В ноябре в Йошкар-Оле пройдет I Всероссийский фестиваль театров кукол «В гостях у Оле Лукойе», посвященный Г.Х. Андерсену. Еще на открытии нового здания Театра кукол в сентябре прошлого года, на котором присутствовал заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов, родилась идея провести здесь подобный фестиваль, и вот она уже начала реализовываться. Участвовать в новом фестивале заявились театры из самых разных городов России: Набережных Челнов, Рыбинска, Ижевска, Чебоксар, Уфа, Кстова, Саранска, Костромы. А в жюри приглашены ведущие театральные деятели и критики страны: ответственный секретарь Российского центра ASSITEJ Наталья Райтаровская, художественный руководитель Театра кукол «Огниво» Станислав Железкин и член экспертного совета по присуждению театральной премии «Золотая маска» Нияз Игламов.

Ирина СУВОРОВА

(Фото Анастасии Деминой)