Чем так пленила «улица роз»?

Распределение наград XII международного фестиваля «Мост дружбы», завершившийся в Йошкар-Оле, вызвало некоторое недоумение. Лучшим спектаклем была выбрана рок-опера «Белая ворона» — история о Жанне Д’Арк, представленная театром «С улицы Роз» из Кишинева. Нынешний фестиваль «Мост дружбы» поразил своим международным размахом.  


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРАД XII МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ «МОСТ ДРУЖБЫ», ЗАВЕРШИВШИЙСЯ В ЙОШКАР-ОЛЕ, ВЫЗВАЛО НЕКОТОРОЕ НЕДОУМЕНИЕ

Лучшим спектаклем была выбрана рок-опера «Белая ворона» — история о Жанне ДАрк, представленная театром «С улицы Роз» из Кишинева.

Нынешний фестиваль «Мост дружбы» поразил своим международным размахом. В этом году в фестивале участвовали пять государств — Россия, Молдавия, Казахстан, Эстония и в качестве гостя — Сербия. В жюри были приглашены театральный критик из г. Москвы, заместитель директора по творческим проектам Театра Романа Виктюка Армине Оганесян, театровед из Сербии Драгана Бошкович, уже третий раз принимавшая участие в фестивале, а также представители Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл — главный специалист-эксперт орготдела Светлана Ешенгулова и первый заместитель министра Владимир Актанаев.

Распределение наград XII фестиваля «Мост дружбы», честно говоря, вызвало некоторое недоумение. Сложилось впечатление, что членам жюри не хотелось никого обидеть или пропустить, в итоге каждый театр-участник получил какую-нибудь да награду — как говорится, всем сестрам по серьгам.

Ну а уж выбор лучшего спектакля фестиваля вообще удивил. Как водится, после каждого спектакля проходило обсуждение представленной работы. И основываясь на этих обсуждениях, многие театралы ждали, что Гран-при получит совсем другой театр. На чем же основывались члены жюри, выбирая лучшим спектаклем «рок-оперу» «Белая ворона» — непонятно. И кстати, «рок-опера» в данном случае действительно стоит писать в кавычках, потому как от рок-оперы там не было ничего. Здесь вопрос, конечно, в жанровом определении спектакля, которое предложили его создатели. Назови они свой спектакль хотя бы «музыкальной драмой», большая часть вопросов была бы снята. Возможно, члены жюри сделали скидку на то, что родная сцена Театра «С улицы Роз» раза в три меньше, чем в нашем Русском драмтеатре, потому артисты поют практически без подзвучки, и, может быть, в родном зале присутствует тот объем звучания, что просто необходим для рок-оперы (в чем автор этих строк сомневается). Но даже если убрать вопрос о соответствии постановки заявленному жанру (что непрофессионально), остаются такие составляющие спектакля, как режиссура, художественное оформление, актерские работы. В конце концов, в лучшем спектакле все эти детали должны составлять единое целое, когда одно от другого нельзя отделить и когда говорят, что все сложилось. К тому же это значит, что в других представленных на фестивале спектаклях все было не так гладко, как в этом, хотя присутствовали куда более удачные работы. Да, спорные в плане выбора материала для постановки, да, некоторые зрители не принимали то, о чем с ними пытались говорить создатели, но с точки зрения главных составляющих хорошего спектакля — там все сложилось. Однако выбор сделан, и что его определило — то ли поклон в сторону братских народов, то ли что-то другое — остается неясным.

Кстати, в театр из Кишинева уехал диплом не только за лучший спектакль, но и за лучшую женскую роль — лауреатом фестиваля в этой номинации стала исполнительница роли Жанны Д’Арк Ксения Куренкова. В этой же номинации награду получила Марина Кулясова, исполнившая роль Бекки в психологической драме «Кроличья нора» Театра «Мастеровые» из Набережных Челнов. А режиссер этого спектакля Денис Хуснияров (г. Санкт-Петербург) стал лучшим в своей номинации.

Диплом за лучшую мужскую роль жюри вручило актеру Театра им. Г. Константинова Юрию Синьковскому за исполнение роли Альфреда Илла в спектакле «Визит дамы». Помимо этого, константиновцы получили специальные дипломы «Надежда» (здесь был отмечен режиссер-постановщик спектакля Сергей Васин) и «Актерский ансамбль» (артисты театра, игравшие горожан). В последней номинации лауреатами стали актеры Казанского камерного театра «Сдвиг», привозившие на фестиваль комедию «А не съесть ли нам кого-нибудь?» по пьесе С. Мрожека «В открытом море».

В номинации «Лучший актерский дуэт» тоже были отмечены артисты двух театров: Виктор Крылов и Елена Лукьянова, исполнившие роли отца и матери в драме «Подвальное окно» (Акмолинский театр из казахстанского города Кокшетау) и Оксана Ковалева и Марина Юлдашева — Валентина и Катерина в мелодраме «Валентинов день» (Воркута). Лучшим актером второго плана был выбран артист Бугульминского драмтеатра им. А.В. Баталова Камиль Кунгуров за роль Эспри в трагикомедии «Ма-Мурэ».

Кроме этого, были вручены несколько специальных дипломов жюри: «В поисках новой формы» — спектакль «Блондинка» Чувашского театра, «За обращение к русской классике в Год литературы» — Театр-центр для детей и молодежи за «Сказку о царе Салтане», «За верность традициям русского психологического театра» — Акмолинский театр, «Служение» — Воркутинский драматический театр, «Путь к успеху» — Таллинский молодежный театр. Кстати, в Эстонию уехала еще одна награда — от управления культуры администрации г. Йошкар-Олы режиссеру спектакля «Это, девушки, война!» Алле Миловидовой.

Ирина СУВОРОВА