Есть такой профессиональный термин – «усталость металла». Не будем вдаваться в детали, отметим только, что даже металл устает. Что уж говорить о людях. После патриотического подъема, связанного с воссоединением с Крымом и сочинской Олимпиадой, наступает социальный откат. Люди устали. Устали от роста цен, от проблем, от неопределенности… И вся эта усталость автоматически переносится на власть. Мы меньше доверяем, больше критикуем и все реже готовы «входить в положение»…

Есть такой профессиональный термин – «усталость металла». Не будем вдаваться в детали, отметим только, что даже металл устает. Что уж говорить о людях. После патриотического подъема, связанного с воссоединением с Крымом и сочинской Олимпиадой, наступает социальный откат. Люди устали. Устали от роста цен, от проблем, от неопределенности… И вся эта усталость автоматически переносится на власть. Мы меньше доверяем, больше критикуем и все реже готовы «входить в положение»…

 

ПРИТОК НОВЫХ СИЛ

 

Чего мы хотим? Чтобы власть всех уровней перестала искать оправдания и услышала то, что нас на самом деле беспокоит. В буквальном смысле слова. Пришли во двор, в подъезд и спросили: ну и как вам тут живется? Чем помочь? Тогда, наверняка, нашлись бы новые решения и новые подходы…

Социологи такие настроения называют «острым запросом на новые лица». Мы видим, что на федеральном уровне этот запрос не просто услышали, но и начали на него отвечать. Недавняя отставка министра образования – лишь один из примеров.

А что в Марий Эл?

Пожалуй, самым ярким событием года в этом направлении можно назвать приезд в республику Виктора Кидяева. Не будем обсуждать его сильные и слабые стороны, просто констатируем факт: он – лицо новое, и жизнь в регионе, безусловно, всколыхнул.

По его инициативе уже в марте в Йошкар-Оле состоялось расширенное собрание муниципальных образований, на которое приехали заместители министров ключевых федеральных министерств. А потом в республику стали поступать дополнительные средства: на дороги, дворы, на ремонт детских садов и школ. Как связаны эти события? Не будем гадать, но очевидно, что второе стало логическим продолжением первого.

Интересно, что, начиная с весны, жители даже самых отдаленных деревень уже не могут пожаловаться на отсутствие внимания – к ним постоянно кто-то едет. То депутаты Государственной думы, то замминистра здравоохранения РФ, то председатель комитета ГД по транспорту, то врачи на автопоезде «Забота». В СМИ приводили цифры, что только Кидяев и Яковлева провели в районах более 500 встреч и собрали порядка полутора тысяч обращений.

Любопытно, что происходит дальше с этими обращениями.

– Некоторые проблемы, на которые жалуются люди, можно решить быстро, – рассказывает в одном из интервью депутат Госдумы Лариса Яковлева, – например, пересчитать неправильно начисленную пенсию или добиться, чтобы многодетной маме выделили места в одном детском саду, а не в трех на разных концах города. Но есть и такие, где решение надо принимать на самом высоком уровне. И на это нужно время.

 

ОСАГО БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ И МАХИНАЦИЙ

 

Пожалуй, самым нашумевшим примером массовых обращений за последнее время стала история с ОСАГО. Напомним, как все начиналось. На одной из встреч с депутатами сотрудник Кадастровой палаты рассказал, как с пяти утра занимал очередь, чтобы оформить страховой полис на машину. При этом он так и не смог добиться, чтобы в договоре учли понижающие коэффициенты, и в результате ему пришлось переплатить в полтора раза больше, чем он ожидал.

Чтобы разобраться в ситуации, депутаты из фракции «ЕДИНОЙ РОССИИ» создали рабочую группу и выяснили, что картина везде одинакова: мало того что очередь за полисом ОСАГО приходится занимать в пять утра, так еще в течение суток надо подтверждать, что из нее не ушел! А счет жалоб на попытки всучить дополнительные услуги или не учесть понижающий коэффициент и вообще пошел на десятки!

Результаты исследований рабочей группы были представлены в правительство республики, региональный филиал Нацбанка и Марийское УФАС. Сразу после этого первый заместитель председателя правительства Николай Куклин провел совещание со всеми ответственными структурами. Конечно, у страховщиков нашлись свои оправдания: за счет активности автоюристов и аварийных комиссаров страхование автогражданской ответственности оказывается делом невыгодным, но почему мы должны страдать из-за нерасторопности страховщиков? Лариса Яковлева так на совещании и сказала: «Наша задача не считать выгоду, которую вы получаете, а решить, как сделать так, чтобы жители больше не сталкивались с проблемами при оформлении полисов ОСАГО».

Пока решили, что страховые кампании проверит УФАС, а Нацбанк подготовит предложения о создании в регионе единого страхового оператора, который сможет контролировать ситуацию. Конечно, точку в этой истории пока ставить рано – очереди в страховых конторах не уменьшились. Но, как уже говорят автовладельцы, с дополнительными услугами к ним пристают реже, да и понижающие коэффициенты стали считать аккуратнее.

А для нас это далеко не лишнее подтверждение известному правилу: чтобы власть не «забронзовела», она должна слышать людей.

 

КСТАТИ, ОБ ОЧЕРЕДЯХ

 

Пожалуй, на второе место по количеству обращений (опять-таки ссылаясь на публикации в СМИ) можно поставить жалобы на другие очереди – в поликлиниках, особенно детских. Не помогают ни специально выделенные дни, ни электронная запись: чтобы попасть на прием к врачу-специалисту, родителям с детьми порой приходится по полдня проводить в больничном коридоре, где в тесном пространстве дышат друг на друга здоровые и больные.

 

– Мы уже обсуждали эту проблему в начале лета, когда в Марий Эл по нашему приглашению приехал первый заместитель министра здравоохранения Игорь Каграмонян, – напомнил Виктор Кидяев. – Тогда договорились, что вместе подготовим предложения, включающие в себя меры федерального и регионального уровня, и вернемся к обсуждению в начале сентября. И вот теперь могу сказать, что Игорь Каграмонян вновь едет в Йошкар-Олу. Будем говорить о том, как избавиться от очередей, как повысить качество медицинского обслуживания инвалидов, как дополнительно включить в федеральный список необходимые лекарства, чтобы больные могли получать их за счет государства. Все это – проблемы, о которых жители говорят чаще всего.

 

ЛЮДИ – В ПРИОРИТЕТЕ

 

Конечно, можно задать логичный вопрос: а что, раньше в партии некому было обратить внимание на существующие проблемы? Но вопрос останется риторическим. Понятно, что все эти трудности родились не сегодня и решить их тоже пытаются не первый год. И уж чтобы быть совсем объективными, признаем – решают. Открываются новые медицинские учреждения, закупается оборудование. Этого нельзя отрицать.

Но ведь наряду с глобальными проблемами существует еще много мелких, от которых тоже нельзя отмахиваться, потому что именно они формируют такое понятие, как качество жизни. Подавляющее большинство таких проблем можно решить без больших финансовых затрат. Иногда жители и сами готовы принять в этом участие. Главное – услышать их запрос, помочь сорганизоваться, направить совместные усилия в правильное русло.

 

С этой точки зрения выборы – оптимальный инструмент для того, чтобы поправить сместившиеся акценты. Не зря Президент РФ Владимир Путин призвал всех участников выборов ценить доверие людей, дорожить политической стабильностью и не спекулировать на текущих трудностях.

от admin