ЗДОРОВЬЕ И МЕДИЦИНА

Чудесная сказкотерапия: о необычном методе рассказывает медицинский психолог йошкар-олинской детской больницы

Сказкотерапия как отдельная ветвь психотерапии возникла более двадцати лет назад у нас в России, ее основателем стала Татьяна Зинкевич-Евстигнеева. Именно она развила идею использовать фольклорных персонажей для психотерапии до целого научного направления.

Об этом удивительном методе нам расскажет Алевтина Чиркова – медицинский психолог ГБУ РМЭ «Йошкар-Олинская детская городская больница имени Л.И. Соколовой », специалист по работе с психологической песочницей в рамках авторского Метода Комплексной Сказкотерапии, консультант по работе с метафорическими ассоциативными картами, член Международного Союза Сказкотерапевтов.

– Алевтина Геннадьевна, сказкотерапия – это лечение сказкой?

– Да, и лечение очень эффективное, как бы непривычно не звучало это название. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Поэтому Комплексная Сказкотерапия метод, с одной стороны, молодой, а с другой стороны – ему уже не одна тысяча лет. Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Сказка – это эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми.

Отличие только в том, что от ребенка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Мой личный опыт подтверждает, что сказкотерапия – один из наиболее сильных видов арт-терапии в работе психолога, поистине волшебный. С помощью сказочных историй можно избавить ребенка от заболеваний, вызванных психологическими факторами, страхами, эмоциональными переживаниями. Существует несколько видов рассказов и сюжетов, которые помогут малышу устранить психосоматический симптом.

Мы выбираем истории с таким сюжетом, который не обидит ребенка и не унизит из-за его болезни. Страшных рассказов мы избегаем, хотя к ним тоже можно относиться избирательно. В страшных сказочных историях не должно быть излишне кровавых сцен, жестокости, людоедства (а такие сюжеты порой встречаются в оригинальных сказках братьев Гримм и некоторых других).

– Какие виды сказок Вы используете в терапии, их много?

– Я использую множество самых разных сказок, которые можно поделить на несколько типов. Сказкотерапия подразумевает использование не столько уже существующих историй, сколько создание новых. И для того, чтобы осознанно составлять новые сказки, необходимо хорошо знать их типологию. Сказка может быть:

• дидактическая – чаще всего именно этот вариант используется для работы с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста; ее помощью можно передать новую информацию, навык или умение;

• психологическая – такой сказкой врач пытается повлиять на развитие личности; чаще всего такая история основана на реальных событиях, но имеет определенную долю вымысла, а информация передается в виде метафор;

• психокоррекционная – сказочные истории такого рода направлены на коррекцию определенной психологической проблемы, и подходят для работы как с детьми, так и со взрослыми – здесь ярко демонстрируется неэффективный стиль поведения, а затем предлагаются альтернативные пути развития ситуации;

• психотерапевтическая – это пусковой механизм к выздоровлению ребенка, она фокусируется на одной конкретной проблеме;

• медитативная – используется для снятия внутреннего напряжения, структурирования мыслей и создания позитивных мыслеобразов – это наиболее сложный метод, который используется в сказкотерапии.

– Преодолевая трудности в мире воображаемом, ребенок начинает решать проблемы мира реального?

– Да, ведь все взаимосвязано. Важно понимать, что сказка – это не универсальная таблетка, «выпил и здоров». Сказка скорее становится пусковым механизмом к выздоровлению, а дальше – дело за родителями, без их помощи завершить процесс выздоровления будет сложнее. Универсальную сказку от всех проблем написать, конечно, невозможно. Особенно если речь идет о лечении психосоматических заболеваний, которые развиваются под воздействием психологических факторов. Если говорить о терапевтической сказке, то ее идея всегда подчинена терапевтическим задачам, выявлению или устранению причины психосоматических симптомов, или тренировке какого-то навыка. Например, если при энурезе причиной определена безответственность ребенка, то сказка будет направлена на то, чтобы эту ответственность сформировать. Если причина в том, что ребенок не может выразить себя, не может рассказать о том, что он переживает, то это будет уже совсем другая сказка.

– Дети проявляют какую-то активность во время сказкотерапии?

– Да, конечно. Слушая занимательную историю, малыш может и сам поучаствовать в ее создании. Мы не запрещаем ребенку фантазировать и переиначивать сюжет, не требуем сидеть неподвижно. Методика сказкотерапии подразумевает лечение психологических проблем именно активным участием ребенка в процессе.

– Детям нравится такой метод психротерапии?

– Очень нравится, он увлекает их в прекрасный мир фантазии. В своей работе каждый день я встречаю принцесс и принцев, Золушек и Русалок, рыцарей и королей, Кощеев бессмертных и былинных богатырей, мачех и падчериц – которые проходят свои уроки, обретают свои мечи-кладенцы, делают выбор у камня распутья, находят выход из дремучего леса страхов. Они выплывают из озера сомнений и выбираются из зарослей уныния. В метафорических образах сказочных персонажей зашифрована наша жизнь, наши мысли, и как следствие, наши поступки.

– Алевтина Геннадьевна, почему Вы заинтересовались сказкотерапией?

– Потому, что сказка творит настоящие чудеса в жизни детей. Тут дело в чем – каждый человек в своей жизни встречается с трудными ситуациями, которые поначалу кажутся неразрешимыми. И это просто замечательно! Да, да, замечательно, потому что именно благодаря преодолению этих трудностей человек и развивается. Трудности помогают раскрыть наши скрытые ресурсы. В обычной жизни, где все понятно и стабильно, эти ресурсы не задействованы. И именно в непростых ситуациях они раскрываются. Главное – правильно понять, какой урок мы проходим, столкнувшись с той или иной трудной жизненной ситуацией, и пройти этот урок достойно. Не попасть в ловушку, не сбиться с пути.

Мне хотелось бы закончить разговор о сказкотерапии словами великого писателя-сказочника Корнея Чуковского: «Цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою».

Ольга ШИКАЛОВА.

Изображение Susanne Jutzeler, suju-foto с сайта Pixabay.