ОБЩЕСТВО

Дело всей жизни журналиста Владимира Оленева

Газета «Йошкар-Ола» продолжает рубрику «Имена в камне», в которой рассказывает о памятниках и мемориальных досках марийской столицы. Сегодня наш материал посвящен Владимиру Ивановичу Оленеву, заслуженному журналисту Республики Марий Эл, общественно-политическому деятелю, директору ГТРК «Марий Эл» в 1986-2013 гг., чье имя навсегда вписано в летопись марийского телевидения.

На тихой улочке, в центре Йошкар-Олы, расположилась скромная пятиэтажка. А внизу на белом фасаде дома установлена мемориальная доска, посвященная Владимиру Ивановичу Оленеву. Мраморную табличку видно издалека – фотография, раскрытая книга, перо…Место выбрано не случайно, именно в этом доме на улице Волкова, 198 больше 30 лет жил один из самых известных и любимых зрителями журналистов. Мемориальная доска появилась здесь относительно недавно, 12 августа 2020 года, незадолго до третьей годовщины со дня смерти Оленева.

Владимир Иванович ушел рано, ему было 70 лет. Но вся его жизнь была настоящим круговоротом событий. Настолько яркую историю мог прожить только человек по-настоящему интересный, преданный своей профессии и семье, человек, который ценил каждый прожитый день. И самое главное — заражал своей энергией близких, коллег, телезрителей.

 

В нашей республике вряд ли найдется тот, кому бы не было знакомо имя – Владимир Оленев. Выпускник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и аспирант Академии общественных наук при ЦК КПСС, Владимир Иванович работал корреспондентом районной газеты «Волжская правда» и заведующим отделом республиканской молодежной газеты «Молодой коммунист». Активно занимался комсомольской и партийной деятельностью, был депутатом Верховного Совета Марийской АССР. А с 1986 по 2013 годы возглавлял ГТРК «Марий Эл» и 18 лет – региональный Союз журналистов.

Владимира Ивановича знают и помнят по его искренним материалам в газетах, по серьезным аналитическим программам, посвященным актуальным событиям политической и общественной жизни республики, по креативным передачам, которые появились на марийском телевидении именно с его приходом.

Однако мне бы хотелось, чтобы наши читатели увидели Владимира Ивановича глазами его близких людей и узнали немного больше о неизвестных гранях характера руководителя, общественника и публичного человека.

 

Марина Оленева, дочь Владимира Ивановича:

— В моих воспоминаниях о счастливом детстве, юности, молодости всегда есть папа, который бесконечно много работал. Особенно это касалось комсомольской и партийной его деятельности. Помню, как всегда ждала его с работы, сидя на подоконнике нашей маленькой квартиры на Советской, высматривала, не идет ли мой папочка домой. В каком бы часу не приходил, всегда целовал меня на ночь. Это была семейная традиция, что-то сродни ритуалу. И уж совсем было счастьем для маленькой девочки, когда папа оставался в редкие выходные дома, тогда можно было сполна завладеть его вниманием. Это был праздник. Мы гуляли в парке, читали, играли. Я всегда была похожа на него, поэтому найти с ним общий язык могла очень легко. Духовно близкие люди – это про нас. Поэтому устойчивое выражение «папина дочка» прикрепилось ко мне на всю жизнь.

Валерий Голубев, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МарГУ, бывший редактор «Молодого коммуниста»:

— Владимир Иванович Оленев и сейчас передо мной: высокий, статный, одновременно сосредоточенный и приветливый. Незнакомцу мог показаться серьезным, но только в первые мгновения знакомства. Начинался разговор, и собеседник видел, ощущал в нем дружественно настроенного человека. Оленев говорил всегда весьма убедительно.

Запомнилось его выражение: «Нельзя навязывать насильно даже самую привлекательную идею». Поэтому на комсомольских форумах Владимир Иванович выступал без ложного пафоса и нравоучений. На торжественных и праздничных мероприятиях по случаю юбилеев, приезда делегаций, к примеру, из тогдашней братской Венгрии, он приобретал статус «душа компании». Часто звучала в его исполнении песня «Лебединая верность».

Я не верю в постулат, что якобы незаменимых людей нет. Уход таких, как Оленев, невосполним…

Лидия Зиновьева, ветеран телевидения, режиссер многих знаковых фильмов и передач, в том числе «Позднего гостя».

— В истории Марийского телевидения было два выдающихся руководителя, два Владимира Ивановича – Шеремей и Оленев. Первый – на заре телевидения, второй – в пору его расцвета. Оба были энтузиастами своего дела, творческими, талантливыми журналистами, справедливыми демократичными руководителями. При обоих мы работали с большим подъемом, не считаясь со временем. В это время были созданы творческие объединения, в которых присутствовала четко налаженная работа.

При этом Владимир Иванович всячески приветствовал прямые общения со зрителем. «Приглашаются все», «Прошу слова», «Наша приемная» — это передачи-диалоги «вопрос-ответ». На нашем телевидении впервые в России появился цикл «У самовара». Это сейчас их много, а тогда мы были первыми.

Непосредственно как режиссер я делала с ним «Ночной канал», в который входил его «Поздний гость». Передача пользовалась большим успехом.

Период работы Владимира Оленева как руководителя – это взлет творчества на нашем ТВ, это настоящий светлый период!

 

 

Ирина Анатольевна Губина, заслуженный журналист Республики Марий Эл:

— Телезрители, конечно, не знают, что он, генеральный директор ГТРК «Марий Эл», очень хорошо пел, особенно романсы. Пожалуй, первое, что мы услышали на одном из наших корпоративных вечеров – «Я хотел въехать в город на белом коне».

Он и сам появился в телерадиокомитете в перестроечные 80-е годы как большой, будто бы вышедший из тумана белый конь. За глаза мы даже иногда так и называли его в шутку: «наш белый конь». Владимир Иванович сначала осторожно и доброжелательно знакомился со всеми, довольно быстро понял, что можно ожидать от коллектива. А мы вскоре почувствовали, что шума, крика, необоснованных претензий, кажется, не предвидится. Зато вскоре появились ориентиры на обновление циклов, стал приветствоваться креатив, что-то новое, привлекающее зрителя. Постепенно появилась выездная программа «Прошу слова», а также «Ял – мыйын суртем» и «Мое Нечерноземье», «Лабиринт» и «Капитаны бизнеса». Тогда обозначилось много новых циклов, конечно, все это случилось не разом.

Однажды мы решили еще приподнять престиж нашего телевидения и впервые пригласили в прямой эфир первого секретаря Марийского обкома компартии Григория Андреевича Посибеева. Я была в полной уверенности, что Владимир Иванович сам будет с ним разговаривать, но тогда он не согласился вести эфир.

А когда власть в республике сменилась, и главой стал Владислав Зотин, традицию выходить в прямой эфир первому лицу надо было сохранить. Владислав Максимович захотел работать только с Оленевым. Владимир Иванович волновался, конечно, несмотря на то, что не раз бывал раньше в эфире, но не в роли ведущего.

 

Позже появилась идея ночного канала и передачи «Поздний гость». Не помню, кто был первым героем, но потом их были десятки. Те, кто на слуху, а иногда те, кто вообще ни разу не появлялся на экране, например, генеральный директор ММЗ Юрий Свирин, бывший еще в то время главой Медведевского района опальный Вячеслав Кислицын, политик Егор Гайдар, поэт Андрей Вознесенский, американская певица Гонзалес, приезжавшая в Йошкар-Олу, и многие другие.

Одним из любимых произведений Владимира Оленева был романс «Любовь и разлука». Когда он пел «Чем дольше живы мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса. Вот только б не смолк под дугой колокольчик, глаза бы глядели в глаза…», то обводил рукой сидящих вокруг, как бы причисляя всех к своим друзьям.

Друзья уходят, память остается. Вот и «смолк под дугой колокольчик», и «белый конь» ушел от нас в неведомую даль…

Воспоминания из книги Татьяны Оленевой «Щемящие строки памяти».