Малый и средний бизнес в Йошкар-Оле вносит серьезный вклад в социально-экономическое развитие города. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы. А при сравнительно простых организационных формах он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей.
Малый и средний бизнес в Йошкар-Оле вносит серьезный вклад в социально-экономическое развитие города. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы. А при сравнительно простых организационных формах он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей.
В конце прошлого года в Йошкар-Оле было зарегистрировано более 6730 субъектов малого и среднего предпринимательства и почти 6670 индивидуальных предпринимателей. На этих предприятиях трудилось более 27 тысяч человек.
В прошлом году от малого и среднего бизнеса поступило в городскую казну более 213 млн руб. налога на совокупный доход, или 21,3 % всех налоговых доходов. Еще было зачислено почти 17 млн руб. налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения. Увеличение по сравнению с 2014 г. – в 1,7 раза. Этот налог стал поступать в местные бюджеты с 2013 г.
Для поддержки этих форм предприятий в Йошкар-Оле утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2015 – 2019 годы». Общий объем финансирования в 2015 г. составил 7,3 млн руб., из них 1,4 млн руб. – за счет средств городского бюджета и 5,9 млн руб. – федерального.
Маристат в IV квартале 2015 г. провел выборочное обследование деловой активности малых промышленных предприятий, опросив их руководителей. Выяснилось, что 73 % обследованных предприятий имели стабильную численность работающих, 48 % – стабильный общий спрос на свою продукцию и 54 % руководителей малых предприятий посчитали, что общий спрос на производимую продукцию сохранится в I квартале текущего года. Собственную конкурентную позицию на внутреннем рынке 84 % руководителей оценивают как стабильную.
Основными факторами, ограничивающими рост производства малых промышленных предприятий, по мнению респондентов, являются:
– недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке;
– высокий уровень налогообложения;
– неопределенность экономической ситуации;
– недостаток финансовых средств;
– высокий процент коммерческого кредита;
– изношенность и отсутствие оборудования;
– недостаток квалифицированных рабочих;
– конкурирующий импорт;
– недостаток оборудования;
– недостаток сырья и материалов;
– недостаточный спрос на продукцию на внешнем рынке.
Валентина НАЗАРОВА