Дети победы

Этот очерк — о больших и маленьких радостях послевоенного детства, времени неповторимого и прекрасного, как и всякое детство. Как непохожи те годы на нынешние в своей трогательной простоте и светлом очаровании… 9 мая мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для моих друзей-товарищей этот год особенно значимый: мы родились в победном 1945-м — и тоже отмечаем круглую дату в своей жизни.


ЭТОТ ОЧЕРК — О БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ РАДОСТЯХ ПОСЛЕВОЕННОГО ДЕТСТВА, ВРЕМЕНИ НЕПОВТОРИМОГО И ПРЕКРАСНОГО, КАК И ВСЯКОЕ ДЕТСТВО. КАК НЕПОХОЖИ ТЕ ГОДЫ НА НЫНЕШНИЕ В СВОЕЙ ТРОГАТЕЛЬНОЙ ПРОСТОТЕ И СВЕТЛОМ ОЧАРОВАНИИ…

9 мая мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для моих друзей-товарищей этот год особенно значимый: мы родились в победном 1945-м — и тоже отмечаем круглую дату в своей жизни.


Ученики 7 «а» класса школы № 10 — 1959 год. А. Кузнецова — вторая справа в верхнем ряду
 

Когда-то мы пришли в первый класс школы № 10. Нам, тогдашним первоклассникам, эта школа казалась самой большой, самой светлой и самой красивой! Теперь же, проходя мимо нее, я вижу, какое это в общем-то небольшое здание по сравнению с теми, что строят сейчас.

НАША ШКОЛА

Два года мы учились в девчоночьем составе — школа была женская. Старшеклассницы ходили на танцы в одиннадцатую мужскую школу. А тамошние кавалеры, в свою очередь, навещали наших девушек. Мальчики у нас появились в 3 классе, и сразу учиться стало веселее. Сначала их было только трое: Коля Востоков, Сережа Требушкин, Боря Курмашов. Потом пришли еще несколько ребят. Мальчишки были тихие, скромные, не помню случая, чтобы они обижали нас.

Директор школы Степан Кондратьевич Полысалов запомнился нам как человек с серебристой шевелюрой, строгим выражением лица и очень добрым характером. Он был участником Великой Отечественной войны. В его честь на фронтоне школы на улице Волкова красуется барельеф. Мы гордимся, что нас воспитывал настоящий педагог. Степану Кондратьевичу было присвоено заслуженное звание «Почетный гражданин г. Йошкар-Олы».

Внимательной и заботливой к ученикам была и завуч Н.Д. Москвичева. Руководство школы старалось, несмотря на послевоенные трудности, обеспечить ребят всем необходимым, постоянно заботилось о нашем физическом и духовном развитии, о нашем здоровье. В маленькой школе нашлось место для медпункта, где проходили медосмотры и где нас лечили. Два раза в год в школу приходил стоматолог. Я и сейчас, кажется, слышу чуть картавую речь Дарьи Савельевны: «Зубки, детки, нужно лечить!»

И для пионерской комнаты нашлось небольшое помещение. Ее мы сами оборудовали, там готовились к пионерским сборам, проводили репетиции концертов.

Несмотря на то что концертного или актового зала у нас не было, мы активно участвовали в художественной самодеятельности и организовывали концерты прямо в школьных коридорах, сооружая там подобие сцены.

В школьном буфете всегда можно было перекусить свежими булочками по 2 копейки.

У нас даже крошечная фотолаборатория была, где проявляли пленки и печатали фотографии.

В те годы мало у кого в домах были телевизоры. А тут вдруг в школе появился большой телевизор. То-то было радости! Собирались все вместе по вечерам и смотрели кино. Помню даже первый фильм — «Ловцы губок» — о ныряльщиках за жемчугом.

Работала в школе и библиотека. Благодаря библиотекарю Зое Яковлевне мы полюбили читать книги.

В летние каникулы у нас была так называя пятая четверть — трудовая. Дежурили на участке при пединституте: ухаживали за кроликами и курочками, пропалывали грядки под руководством учительницы по ботанике М.Е. Эпштейн. В старших классах работали в колхозе. Жили в палатках, на лошади ездили за продуктами, молоком, сами готовили еду. В школе по очереди мыли окна, красили парты. И никто тогда не сетовал на это — ни родители, ни ребята. Наоборот, мы радовались, что вновь можем встретиться посередине лета.

УЧИТЕЛЯ

Наши учителя воспитывали в нас самые лучшие человеческие качества: сердечную щедрость, внимательность к людям, порядочность. Мы вспоминаем своих учителей как самых скромных, терпеливых, интеллигентных и трудолюбивых наставников. И среди них К.В. Комарову, которая вела физику, астрономию, радио- и электротехнику, а также фотокружок; математиков Л.Я. Кулишер, К.Ф. Красильникову и Г.С. Астахову; химика С.В. Пчелину; учителя истории Е.Ф. Журавлеву; прекрасного баяниста учителя музыки М.И. Плотникова; учителей русского языка и литературы Н.А. Губину и В.И. Ачкасову. Кстати, благодаря им я выбрала себе профессию, окончила Казанский университет и всю жизнь проработала журналистом.

Хочу вспомнить и об учителе по рисованию Борисе Алексеевиче Яковлеве. Удивительно добрый человек, в те годы он казался нам стариком, хотя ему и сорока еще не было. На своих уроках он позволял нам ходить по классу, разговаривать, смеяться. А еще он часто выводил нас на природу, там мы слушали рассказы о художниках и рисовали пейзажи. Борис Алексеевич ненавязчиво приучал своих учеников любить природу и любить процесс ее изображения. Только спустя какое-то время мы узнали, что он настоящий художник и его картины не раз выставлялись в музеях и галереях страны.

На уроках домоводства мы шили ночные сорочки, платья, в мастерских по металлу делали на заказ немудреные жестяные коробочки. Обучал нас Николай Филиппович. Многие освоили станки. К примеру, Надя Елисеева так полюбила работу на токарном станке, что впоследствии выбрала именно эту профессию. В старших классах нам доверили деревообработку — самостоятельно выполняли чертежи и затем по ним изготавливали табуретки и столики.

Проходили практику и на мебельной фабрике. Учились делать матрацы, диваны, деревянные кровати. Мозоли на ладонях не проходили все лето, но зато руку так набили, что даже сегодня можем при необходимости перетянуть кресло или диван.

СПОРТ

Спортзала в нашей школе не было. Мы тренировались сначала в коридоре, позднее в приспособленном для этого помещении. Зато были снаряды для занятий физкультурой: мы вертелись на кольцах, кувыркались на брусьях, прыгали через коня, занимались акробатикой. Зимой катались на лыжах. Проводил уроки Валериан Михайлович Сорокин — победитель многих соревнований по прыжкам с трамплина в городе Горьком. Он очень интересно рассказывал о своих выступлениях. Благодаря его тренировкам мои одноклассницы Ира Заболотских и Тамара Калинина не только участвовали в лыжных гонках на первенство города и республики, но и добивались высоких результатов.

В старших классах уроки физкультуры стали проводиться в спортзале «Динамо», тогда мы очень увлекались баскетболом и волейболом. А в 9 классе с подружками записались в парашютную секцию, год занимались в ДОСААФ, проходили теорию, учились укладывать парашюты. 9 мая 1961 г. я первый раз прыгнула с парашютом, а было мне тогда всего 15 лет.

КНИГИ, ПЕНИЕ И ТАНЦЫ

Совсем маленькая вместе со своей мамой — учительницей по математике — я начала ходить и в библиотеку Дома учителя, который находился тогда на месте нынешнего Дома быта. Заведующая Зинаида Ивановна пускала меня в абонентский отдел, где я бродила между огромными стеллажами, разглядывая красивые корешки и выбирая понравившиеся книжки.

В Доме учителя мы с девчонками учились вышивать, играть на пианино: учебу в музыкальной школе наши родители не могли оплачивать, а в кружке Полина Федоровна обучала нас музыке бесплатно.

Ходили и в Дом пионеров — пели, танцевали. Хором руководил Михаил Брагин — известный хормейстер. В то время создавались огромные сводные хоры: они были в каждом учреждении, каждом учебном заведении. Люди с удовольствием пели в хоре. А летом проходили праздники, когда со всей республики на Поляне песен собирались тысячи самодеятельных артистов.

И после школы мы с подружками много общались. Зимой девчонки любили приходить ко мне. Мои родители рано уходили на работу, но мама успевала протопить русскую печь и приготовить обед. Мы осторожно ухватом вытаскивали из печи огромный чугунок и разливали суп по тарелкам. А поев, бежали во двор. Там было раздолье — сугробы выше пояса, ледяные горки, заснеженные крыши, с которых мы прыгали.

Захаживали в гости и к однокласснице Ире Яшмолкиной — внучке И.С. Палантая. Там нас всегда радушно встречала вдова Ивана Степановича, аккуратная маленькая старушка, и его дочь музыкант Маргарита Ивановна. Они жили на улице Льва Толстого в небольшом домике, где сейчас находится музей композитора.

Летом бегали купаться на Кокшагу, ходили в кино. В старших классах по вечерам всей гурьбой отправлялись на танцы. Надя Васильева, Валя Калагина, Галя Наумова — с ними я отплясывала в парке начиная с открытия танцплощадки весной и до прощального бала «Золотая осень». Огромной радостью было два раза в неделю покружиться в танцах под духовой оркестр. А в остальные дни танцевали чарльстон и твист под радиолу.

Анастасия КУЗНЕЦОВА, заслуженный ветеран труда ЗПП, журналист