ЖКХ

Директор Водоканала рассказал газете «Йошкар-Ола» о больших планах предприятия

Систему водоснабжения Йошкар-Олы можно сравнить, пожалуй, с кровеносной системой человека. Она точно так же скрыта от глаз, и точно так же сложно без диагностики предугадать: когда, где и какой сбой может случиться. Именно поэтому работа людей, отвечающих за водоснабжение нашего города, круглосуточна и без всяких выходных.

Заботы в МУП «Водоканал» ежедневные, подчеркивает директор предприятия Рафаиль Киямов, добавляя, что в разгар лета их все же больше в разы.

— Вот взять тот факт, что Йошкар-Ола сегодня активно растет, — говорит Рафаиль Аглямутдинович. — И тут без участия нашего предприятия не обойдется практически ни один застройщик. Если по генплану на какой-то территории появляются дома или социальные объекты, то застройщик сразу заключает договор на подведение сетей водоснабжения и водоотведения. Понятно, что строительные работы не прекращаются ни зимой, ни летом. Но в теплое время года все стараются строить более активно. Речь, в том числе, и про частные организации, и про индивидуальных застройщиков, которые возводят объекты своими силами. Наша задача — проведение водоснабжения и канализации от магистрали до их построек .

Другая сторона вопроса разрастающейся столицы — увеличение объема потребления воды. И тут логика проста: чем на большее количество потребителей рассчитан вновь построенный объект, тем больше нужно воды. Водоканал прокладывает иногда километры новых сетей. Кстати, тут в везунчиках оказываются те, мимо кого эти новые сети проходят. Старые дома автоматически подключаем к новому водопроводу.

На закономерный вопрос: а справятся ли насосные станции МУП «Водоканал» со все возрастающими потребностями в воде горожан, директор предприятия отвечает утвердительно:

— У нас 38 скважин только в Арбанах, их на ближайшее будущее достаточно. Главное, содержать эти скважины в надлежащем состоянии: чистить, менять насосы, одним словом — своевременно и качественно обслуживать.

Насущная для водоканала тема — аварии. Они были, есть и будут. Случаются без предупреждения — в любое время суток. И подход к их устранению на предприятии изменился сразу после прихода нового руководителя.

— Мы создали аварийную круглогодичную бригаду, которая работает в круглосуточном режиме, — рассказывает Рафаиль Аглямутдинович. — Раньше, если авария случалась вечером, аварийная служба выезжала оперативно, но только для того, чтобы перекрыть воду. А к ремонтным работам никто не приступал до утра. Сейчас устранение аварии начинается в тот же час, как мы получили заявку. Надеюсь, большинство жителей это заметили и оценили. Наша бригада не покидает объект до полного устранения проблемы. Если дело затягивается, для жителей организуем подвоз питьевой воды на специальной машине. Водовозка у нас имеется своя, она отвечает всем требованиям и сертифицирована.

Бывают и форс-мажоры: это несколько аварий на водопроводе или системах канализации одновременно. Тогда, помимо круглосуточной бригады, к работе подключаются и другие сотрудники.

Отдельная задача МУП «Водоканал» – работа в одной связке с дорожными строителями.

– В городе ежегодно ведутся работы по программе «Безопасные качественные дороги», – поясняет директор предприятия. – Казалось бы, при чем здесь водоканал? А вот при чем. Наши сети проходят вдоль дорог, под проезжей частью или ее пересекают. Там же располагается множество водопроводных и канализационных колодцев. Поэтому перед укладкой нового асфальта все эти колодцы обязательно вскрываем, оцениваем их состояние, ремонтируем, чтобы
после укладки нового асфальта не нужно было сюда возвращаться еще долгие годы.

Говоря о ситуации с городским водопроводом в целом, Рафаиль Аглямутдинович не скрывает, что износ большей части сетей Йошкар-Олы доходит до 90-100%. Тех, что находятся в удовлетворительном состоянии, едва ли наберется 10% по всей столице. Но замену проводят в первую очередь там, где случается наибольшее количество аварий.

У нас есть своя производственная программа, которая готовится на базе анализа аварийности, — говорит Рафаиль Аглямутдинович. — Если на одном участке водопровода постоянно случаются аварии, мы его обязательно заменим от колодца до колодца. Так будет экономнее, ведь при любой аварии водопотери всегда обходятся очень дорого, особенно если трубу прорвало на участке с высоким давлением.

Современные реалии дают возможность предупреждать большие потери воды. Новый директор МУП «Водоканал» говорит, что к этому предприятие будет стремиться.

— В век высоких технологий есть реальная возможность установить датчики контроля, устройства удаленного регулирования, оснастить под мониторинг и контроль диспетчерскую. Это даст возможность действовать и на опережение, и оперативнее. Отпадет необходимость в том, чтобы сантехники тратили время на поиски места прорыва, пока под землю утекают драгоценные кубометры воды. Можно будет удаленно не только выявить участок, но и закрыть задвижки, отсечь от подачи воды только те дома, которые однозначно необходимо, а другим жителям города не будем при этом причинять неудобства. Такой опыт уже есть в других регионах. Моя мечта — прийти к этому и в нашей республике.

Дополнительные потери бюджет водоканала несет и от водоразборных колонок, которых по-прежнему еще много в нашем городе. Одни здесь набирают воду, другие моют машины… А еще колонки требуют дополнительных затрат на содержание и ремонт.

— Мы сейчас проводим инвентаризацию этих колонок, если они не актуальны для потребителя, будем их ликвидировать, — говорит о ближайших планах директор. — Если какой-то колонкой пользуется одна бабушка, к примеру, то нам дешевле колонку ликвидировать, а пенсионерке в дом провести за наш счет воду. И считаю это вполне разумным, ведь, наверняка, такая жительница города принесла немало пользы в свое время родной Йошкар-Оле.

Вообще, у Рафаиля Киямова особое отношение к горожанам. Если нам, даже просто как обывателям, порой хочется погрозить пальцем пацанам, лихо влетающим на парапеты возле фонтанов на роликах или велосипедах, то он рассуждает иначе.

— Да, МУП «Водоканал» обслуживает 11 фонтанов в Йошкар-Оле. Они должны радовать взгляд. Возле них должно быть приятно проводить время. Для этого содержим их в чистоте, постоянно инспектируем. А еще мы помним, что территория вокруг фонтанов и безопасность находящихся здесь людей — это наша ответственность. Поэтому всегда смотрим за состоянием парапетов. Но вот поставить возле них человека с автоматом, чтобы никто не лазал, детишки не бегали, считаю совершенно неправильным. Город — для людей. А мы есть для того, чтобы этим людям было уютно и комфортно. Конечно, приятно, когда горожане это оценивают и берегут то, что для них делается. И за это спасибо.

Важно!

1 млрд 300 млн рублей федеральных денег будет направлено на капитальный ремонт очистных сооружений Йошкар-Олы. Таких финансовых вливаний на очистные в истории водоканала не было за все 60 лет их существования. В федеральный проект жизненно важному объекту нашего города удалось попасть только благодаря личному участию главы республики Александра Евстифеева.

Фото Н. Ефремовой и И. Алексеевой.