Полиция, предоставляющая госуслуги, – формат сегодняшнего дня. Раньше эти если не полярные, то малосовместимые понятия вряд ли бы уложились в одной нише. Всем известно: главное дело полиции – ловить преступников. Но помимо главных дел, есть и магистральные направления. Пару-тройку лет назад они основательно закрепились буквой закона.


ПОЛИЦИЯ, ПРЕДОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОСУСЛУГИ, – ФОРМАТ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Раньше эти если не полярные, то малосовместимые понятия вряд ли бы уложились в одной нише. Всем известно: главное дело полиции – ловить преступников. Но помимо главных дел, есть и магистральные направления. Пару-тройку лет назад они основательно закрепились буквой закона.

И сегодня есть соответствующий регламент, разработанные стандарты предоставления государственных услуг по линии МВД. Как строится эта работа? Об этом велась речь на очередной встрече с прессой в МВД республики. Начальник Штаба МВД по РМЭ Дмитрий Алексеевич Лопарев, руководители профильных подразделений министерства подробно рассказали о достижениях и проблемах.

ПО КАНОНАМ КАЧЕСТВА

Если гражданам оказываются какие-либо услуги, то вполне разумно остановиться на их качестве. Именно об этом и вел разговор начальник Штаба МВД. Как известно, под значимые проекты нужна полноценная база. В территориальных органах внутренних дел городов и районов республики были подготовлены специальные помещения, оснащенные оргтехникой, системами видеонаблюдения, аудиофиксации. Электронная «начинка» – обкатанный противовес возможным коррупционным ангажементам.

 В этом году министерством заключены финансовые контракты на приобретение мебели, современного оборудования для комфортного и качественного обслуживания граждан. Ставка делается на то, чтобы люди быстро, без бюрократических проволочек получили ту или иную госуслугу, входящую в компетенцию МВД. Сегодня подобный сервис развивается по четырем направлениям: по линии ГИБДД, Информационного центра, дежурной части, Центра лицензионно-разрешительной работы.

ПОПУЛЯРНЫЙ СЕРВИС ДАКТИЛОСКОПИИ

В чем же суть госуслуг? В дежурной части регистрируют заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, происшествиях, административных правонарушениях. К примеру, только за семь месяцев текущего года в РМЭ зафиксировано 111,5 тысячи таких обращений. Примечательно, но отправить те или иные сообщения можно через портал государственных услуг. Конечно, в том случае, если речь не идет о криминальной ситуации, требующей экстренного вмешательства полиции. Здесь уже следует набирать привычный номер 02. Понятно, что высокого рейтинга электронные заявления пока не приобрели. В прошлом году их насчитывалось 19, в этом, увы, нулевой результат. Если вы сообщите свои координаты (маска анонимности может быть при сигнале о готовящемся преступлении), то будьте уверены, ваша информация найдет должный отклик. В полиции фиксируются все сообщения, в том числе и электронные. Как рассказал начальник оперативного отделения МВД по РМЭ Андрей Владимирович Михеев, сегодня пользуются спросом не только привычные госуслуги, но и относительно новая – добровольное дактилоскопирование граждан. В этом году поступило 59 запросов на отпечатки пальцев. К примеру, желающим трудиться в структурах государственной службы, правоохранительных органов и иных статусных инстанций следует «откатать пальчики», чтобы устроиться на работу. При меняющихся обстоятельствах (смене фамилии и других) «оттиски добровольцев» можно удалить из базы данных полиции. Если говорить о «принудительном», криминальном контингенте, то отпечатки пальцев незаменимы в раскрытии преступлений.

Говоря о проблемах, связанных с теми или иными обращениями в дежурную часть, руководитель оперативного отделения обратил внимание на следующее. Как правило, основные жалобы граждан связаны с телефонными сообщениями по 02. Кому-то трудно дозвониться, кому-то нужна иная реакция полиции. Многое зависит от экстренности вызовов, оперативной обстановки. Так или иначе, но на каждое сообщение есть установленный минутный лимит. Все звонки фиксируются. И вопрос учетно-регистрационной дисциплины – всегда в поле зрения руководства. В прошлом году нареканий от горожан и жителей районов было значительно больше, в этом, по словам Михеева, лишь единичные случаи. Но при любом неблагоприятном раскладе жалуйтесь, обращайтесь, вся критика попадет в конструктивное русло, кого надо, призовут к ответу и исправят ситуацию.

ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ ДЛЯ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ

О государственных услугах, находящихся в компетенции Госавтоинспекции, рассказал заместитель начальника УГИБДД МВД по РМЭ Дмитрий Владимирович Приварин. Это регистрация автомототранспорта и прицепов, прием квалификационных экзаменов на получение водительских прав, выдача водительских удостоверений и временных разрешений, предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения. Понятно, что составляющий спектр этих госуслуг весьма обширен. По статистике текущего года, в Йошкар-Оле и районах республики зафиксировано более 34 тысяч заявлений, связанных с регистрацией транспорта, свыше 14 тысяч – на выдачу или замену водительских прав. Огромная аудитория автовладельцев требует и соответствующего сервисного обслуживания. В подразделениях Госавтоинспекции проводится хронометраж времени ожидания граждан, хождения документов и иных процедур. К слову, в этом году автолюбители, обратившиеся в РЭО ГИБДД, потратили не более 15 минут на ожидание своей очереди.

Особое внимание обращалось на электронный вариант госуслуг. На официальном сайте ГИБДД автовладельцы могут узнать о погашенных и неоплаченных штрафах. Если раньше «письма счастья» по каким-то причинам не доходили до адресатов, случались проблемы с тем же выездом за границу, то сейчас технически отлаженная система позволяет через сайт отследить нужную информацию. Что касается проверки «биографии» транспорта, то полный расклад пока затруднителен. К примеру, вполне возможно установить как «чистую» машину, так и находящуюся в угоне. В то же время ГИБДД не располагает сведениями о том, находится ли транспорт в залоговом имуществе банков или нет.

Довольны ли автовладельцы качеством госуслуг по линии ГИБДД? Госавтоинспекция держит этот вопрос на контроле. Постоянное анкетирование, опросы, оперативная реакция на обращения позволяют говорить об эффективности нововведений – вчерашний поток жалоб уже в прошлом, а сегодня делается ставка на развитие и четкое выполнение установленных стандартов.

«ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ»

Мы уже рассказывали читателям еженедельника о госуслугах Информационного центра МВД. Напомним, что там можно получить справки о наличии или отсутствии судимости, уголовного преследования или его прекращения (тел. 68-33-99, 68-04-90), архивные справки, справки о реабилитации жертв политических репрессий (тел. 68-04-88), проставление апостиля на официальных документах, вывозящихся за пределы РФ (т. 68-06-38). А с 1 ноября этого года справки о судимости будут выдаваться в многофункциональных центрах, где услуги предоставляются по принципу «одного окна». В Йошкар-Оле, к примеру, такой центр расположен в здании Главпочтамта.

Что касается Центра лицензионно-разрешительной работы МВД, то он оказывает 29 видов госуслуг, связанных с разрешительными документами на гражданское и служебное оружие, лицензиями на частную охранную и детективную деятельность. Получить их можно и в самом центре, и в территориальных ОВД. В этом году в центре рассмотрено более 5600 заявлений. Из них 16 – через Единый портал государственных услуг. Последняя цифра не впечатляет? И здесь мы подходим к главной проблеме, которая в той или иной степени тормозит дело, – электронное затишье многочисленных клиентов.

КАК ПОДКЛЮЧИТЬСЯ К ПОРТАЛУ?

Увы, только продвинутые пользователи Интернета получают услуги в электронном виде. И в основном это молодая аудитория, которая оценила скорость, отсутствие административных барьеров и другие преимущества электронного сервиса. Как отметил начальник Штаба МВД, лишь незначительная часть граждан действует через портал госуслуг. Львиная доля клиентов предпочитает получать их привычным способом – звонки, хождения, приемы. А сложностей в дистанционном методе нет. Достаточно один раз зарегистрироваться на сайте www.gosuslugi.ru и получить доступ ко всем услугам портала, в том числе по линии МВД России. К слову, Общественный совет при МВД республики проводил опрос граждан о качестве госуслуг в электронном виде. Почти 90 процентов респондентов оказались вполне довольны электронным вариантом. Так что есть к чему стремиться.

И пожалуй, последнее. Руководители подразделений МВД, отвечающие за оказание тех или иных госуслуг, настоятельно просят граждан обращаться с просьбами, жалобами, пожеланиями, если есть вопросы к качеству, срокам и иным проблемам в этой хлопотной, но стремительно развивающейся сфере.

Ольга САЛТАНОВА

от admin