Долгожданный «Кнут» в сфере ОСАГО

В российском законодательстве собираются ликвидировать пробел, позволяющий страховщикам уходить от ответственности за навязывание услуг к договору ОСАГО. Комитет Госдумы РФ поддержал законопроект Общероссийского народного фронта об ужесточении ответственности за навязывание услуг к договору ОСАГО.


В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СОБИРАЮТСЯ ЛИКВИДИРОВАТЬ ПРОБЕЛ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ СТРАХОВЩИКАМ УХОДИТЬ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАВЯЗЫВАНИЕ УСЛУГ К ДОГОВОРУ ОСАГО

Комитет Госдумы РФ поддержал законопроект Общероссийского народного фронта об ужесточении ответственности за навязывание услуг к договору ОСАГО.

Комитет Госдумы по финансовым рынкам одобрил внесенный активистами ОНФ законопроект об ужесточении административной ответственности (и расширении перечня лиц, которые могут быть к ней привлечены) за навязывание дополнительных услуг к договору ОСАГО. Данный комитет является соисполнителем, а окончательное решение остается за профильным комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству.

Сейчас, согласно КоАП, за отказ продать полис ОСАГО и навязывание дополнительных услуг предусмотрен штраф в 50 тыс. руб. только для должностных лиц. В конце июня 2015 года активисты ОНФ внесли в Госдуму проект поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которыми вводится ответственность за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО либо за навязывание дополнительных услуг для юридических лиц и за навязывание дополнительных услуг для физических лиц. Законопроект предусматривает наказание для страховых компаний в виде штрафа на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Практика показывает, что навязыванием услуг к «автогражданке» занимаются частные лица (страховые агенты), формально не являющиеся сотрудниками страховых компаний, что позволяет и им, и самим компаниям оставаться безнаказанными. Даже если у гражданина есть все доказательства того, что ему не продают полис без покупки страховки жизни или здоровья, то надзорный орган ничего не в силах сделать, так как агент является третьим лицом, за действия которого страховая компания не несет никакой ответственности. То есть, даже имея на руках все факты, при наличии правового пробела не удается наказать виновных в нарушении прав потребителей.

Данный законопроект не облегчит бремя доказательств вины агентов, однако впервые в российской практике обяжет страховщиков отвечать за действия как своих сотрудников, так и посредников.

«Отрадно, что Комитет по финансовому рынку концептуально поддержал нашу инициативу, понимая всю важность и актуальность данной проблемы, — комментирует один из авторов законопроекта депутат Госдумы, зам. руководителя Центральной ревизионной комиссии ОНФ Виктор Климов. — Какое-то время назад приобрести полис без оплаты дополнительных страховых услуг в ряде регионов было невозможно, что вызывало нескончаемый поток жалоб регулятору и в общественные организации. После серьезного роста тарифов на ОСАГО ситуация заметно улучшилась, но все же жалобы по-прежнему есть, и, помимо «пряника», должен быть еще и «кнут», чтобы ситуация с приобретением полисов нормализовалась по всей стране». Напомним, что в апреле 2015 года базовый тариф ОСАГО повысился на 40 процентов, что было связано с увеличением размера страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших. Повышение базового тарифа стало вынужденной мерой, направленной на решение проблемы убыточности ОСАГО и, соответственно, сохранения рынка автострахования как такового. Собственно, практика навязывания автовладельцам услуг к договору ОСАГО отчасти и была связана с убыточностью автострахования. Но — именно отчасти, как показало дальнейшее развитие событий.