Дошколята

Не столько важно научить дошколенка чтению, сколько развить у него познавательный интерес. Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению все больше привлекает внимание не только педагогов, но и родителей. Требования, предъявляемые к будущим первоклассникам, вынуждают родителей заблаговременно искать дополнительные занятия.


НЕ СТОЛЬКО ВАЖНО НАУЧИТЬ ДОШКОЛЕНКА ЧТЕНИЮ, СКОЛЬКО РАЗВИТЬ У НЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

Проблема подготовки детей дошкольного возраста к обучению все больше привлекает внимание не только педагогов, но и родителей. Требования, предъявляемые к будущим первоклассникам, вынуждают родителей заблаговременно искать дополнительные занятия.

Зачастую родители уже трехлетних малышей начинают подыскивать репетиторов или курсы по подготовке к школе. Заботливые взрослые не всегда понимают, что подготовить ребенка к школе — это нечто большее, чем просто дать ему первоначальные навыки чтения и письма. Важно научить ребенка слушать и слышать, работать самостоятельно и в коллективе, сформировать желание и привычку думать, поддержать стремление узнавать что-то новое, то есть развивать познавательную активность.

Свой основной начальный опыт ребенок накапливает в семье.  Как передается этот опыт ребенку? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к знаниям вообще, то есть у ребенка отсутствует познавательный интерес.

Познавательная активность — это врожденная способность каждого человека, которая качественно меняется в процессе развития и взросления личности. Как только ребенок осваивает речевую функцию, он тут же начинает осаждать вопросами своих родителей. Такое детское любопытство может остаться устойчивым познавательным интересом, однако может и исчезнуть навсегда, практически всегда это зависит от взрослых, которые окружают ребенка на ранних этапах его развития, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в различных знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум направлениям: постепенное обогащение опыта ребенка и насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов и постепенного расширения и углубления познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.

Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное отношение к новому.

Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребенка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимый диск. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создает положительную окраску его деятельности  и способствует возникновению у него интереса к этой  деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Каждый родитель считает, что его ребенок наделен всевозможными талантами, и это правильно, однако развитие этих дарований возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Это:

— раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;

— создание обстановки, опережающей развитие ребенка;

— самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей;

— предоставление ребенку свободы  в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т. д.;

— умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;

— комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления  ребенка к творчеству.

В мире вокруг нас всегда что-то происходит. Мы, взрослые, можем научить наших детей замечать, как идет дождь, как солнечные лучи пробиваются сквозь тучу, и чем пахнет свежескошенная трава, и как воркует голубь… И все живое, что окружает ребенка, станет для него близким, дорогим и понятным.  Эти накопленные впечатления, несомненно, пригодятся ему и в учебе, и в дальнейшей жизни.

Екатерина РЕПИНА,
учитель-дефектолог Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии для детей раннего и дошкольного возраста