– Как можно урегулировать споры между налоговой службой и налогоплательщиками?
Ирина Николаева

Отвечает начальник отдела ИФНС России по г. Йошкар-Оле Диния Нурмухаметовна ХАЛИУЛЛИНА:

– Как можно урегулировать споры между налоговой службой и налогоплательщиками?
Ирина Николаева

Отвечает начальник отдела ИФНС России по г. Йошкар-Оле Диния Нурмухаметовна ХАЛИУЛЛИНА:

Досудебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц в вышестоящем налоговом органе было установлено 10 лет назад – с момента принятия части первой Налогового кодекса РФ. Однако данную процедуру налогоплательщики применяли нечасто, предпочитая ей обжалование решений в судебном порядке.

Введение обязательного порядка обжалования решений, вынесенных по результатам выездной или камеральной налоговой проверки, способствует сокращению налоговых споров в судах. Административный порядок обжалования актов налоговых органов, рассмотрения жалобы и принятия решений по ней предлагает упрощенное производство по поданной жалобе, регламентированное Налоговым кодексом РФ.

Главным налоговым документом предусмотрены две процедуры административного обжалования указанных видов решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе: апелляционное и общее.

Ненормативные правовые акты, а также действия или бездействия налоговых органов и их должностных лиц могут быть обжалованы в суде без предварительного рассмотрения жалобы в вышестоящем органе.

Досудебное обжалование имеет ряд несомненных преимуществ перед судебным. Во-первых, при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган, в отличие от обращения с иском, не нужно платить госпошлину. Во-вторых, нормами законодательства установлены определенные сроки рассмотрения жалобы налогоплательщика – это месяц со дня ее получения. Если налоговым органам понадобится дополнительная информация, этот срок может быть продлен на 15 рабочих дней. В суде же рассмотрение искового заявления может продлиться от двух месяцев до полугода.

от admin