Ко дню города на патриаршей площади показали «Сон в летнюю ночь». Марийский театр оперы и балета им. Э. Сапаева завершил юбилейный фестиваль «Летние сезоны», а вместе с ним и 47-й театральный сезон. Пятый год подряд архитектурные ансамбли Йошкар-Олы превращаются в площадки для спектаклей под открытым небом.


КО ДНЮ ГОРОДА НА ПАТРИАРШЕЙ ПЛОЩАДИ ПОКАЗАЛИ «СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ»

Марийский театр оперы и балета им. Э. Сапаева завершил юбилейный фестиваль «Летние сезоны», а вместе с ним и 47-й театральный сезон.

Пятый год подряд архитектурные ансамбли Йошкар-Олы превращаются в площадки для спектаклей под открытым небом. Мало кто мог подумать еще тогда, в 2011 году, когда театр впервые показал оперу «Царская невеста» в Царевококшайском кремле, что театральные опен-эйры станут доброй традицией. Но вот фестиваль «Летние сезоны» справил первый юбилей и все так же неизменно находит своих зрителей. К тому же в этом году представление под открытым небом было бесплатным.

Немаловажно, что нынешние «Летние сезоны» прошли при поддержке мэрии города. Надо отметить, что мэрия в этом году очень активно включилась в городскую театральную жизнь, выступив одним из учредителей сначала фестиваля «Йошкар-Ола театральная» еще в марте, а теперь и поддержав проект «Сон в летнюю ночь».

В преддверии дня рождения города йошкаролинцам и гостям столицы были показаны одноактный балет на музыку Ф. Мендельсона по мотивам известной комедии У. Шекспира и концерт европейской музыки, но, наверное, и то и другое можно объединить под одним названием – «Сон в летнюю ночь», в нашем случае – августовскую. Итак, как все было.

ЛЮБОВЬ ЗЛА, ПОЛЮБИШЬ И… ОСЛА

Все мы помним, что на Патриаршей площади, там, где здание телерадиокомпании, одной из местных достопримечательностей является выход 12 апостолов, причем выходят они каждые три часа. Для мероприятия Театра им. Э. Сапаева время выхода сдвинулось: апостолы прошествовали перед началом всего действа, как всегда привлекая внимание камер и смартфонов. А потом начался тот самый «Сон», которого все так долго ждали. Причем под «долго» подразумевается даже не этот сезон, а несколько лет: в последний раз балет на музыку Мендельсона показали в театре в 2009 году, а его премьера состоялась еще в 2005-м.

«Спектакль попал в запасники, потому что у нас сейчас очень большой балетный репертуар, представлена практически вся классика, и мы больше работаем над крупными формами, – поясняет художественный руководитель театра Константин Иванов. – Но когда мы начали думать о том, что показать в этом году на Патриаршей, я вспомнил про этот спектакль, к тому же его название соответствует атмосфере фестиваля. Посмотрел диск с записью и заново полюбил этот балет – я совсем забыл, какой это прелестный, чудный спектакль, хотя сам в нем танцевал. И, просматривая диск, я уже понял, что этот спектакль надо обязательно показать именно на открытом воздухе в дни наших «Летних сезонов».

Да, Константин Анатольевич был первым исполнителем в Марийском театре оперы и балета партии короля эльфов Оберона. Хореография в спектакле придумана японским балетмейстером Озаки Акихико. Причем балеты «Сон в летнюю ночь» создавали и такие известные мастера, как Мариус Петипа, Джордж Баланчин, Фредерик Аштон, Джон Ноймайер, но в репертуар нашего театра попала именно японская версия. И наверное, этот балет так и не появился бы в репертуаре сапаевцев 10 лет назад, если бы Константин Иванов не станцевал его сначала в Японии – тогда и родилась идея воплотить балет на марийской сцене.

Перед сегодняшним исполнителем партии Оберона Артемом Веденкиным задача стояла непростая: не только достойно выступить перед зрителями под открытым небом, но и не посрамить своего учителя. Артем, по словам Константина Иванова, постепенно выходит на позицию премьера театра: ему уже доверили главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Баядерка», и вот теперь «Сон в летнюю ночь». Образ короля эльфов Артему Веденкину к лицу: повелительные жесты, взгляды, высокие прыжки – ему хорошо удается показать мужской характер. Однако в сценах, где нужно показать свою любовь к супруге Титании, хотелось бы чуть больше проникновенности (это, кстати, касается и образов лиричных принцев в «Щелкунчике» и «Лебедином»). Но думаю, что еще просто маловато опыта и все впереди.

Что касается Титании, партию которой исполнила Екатерина Байбаева (она также сегодня выходит на позицию примы), то в ней были и подобающая королеве горделивость, и хрупкая нежность, когда она, бедняжка, влюбилась в осла (а мы помним, что это были чары волшебного цветка), и подкупающее смущение, когда чары развеялись. Безусловно, Екатерина все больше утверждает себя на марийской балетной сцене.

Но больше всего оваций от зрителей, конечно, получил проказник лесной дух Пак в исполнении Романа Старикова. Помнится, в одном из интервью для «Й» Константин Иванов назвал его гуттаперчевым мальчиком, из которого можно лепить кого угодно. И ведь хорошо лепится, правда, все больше в ролях таких вот шкодников. Ну и что такого? Роман и сам признается, что ему интересно танцевать подобные партии.

«Партия Пака сложнейшая, в ней много технически сложных элементов, но Стариков с ней совершенно легко справляется, и он просто живет и купается в этой роли, – говорит Константин Иванов про своего ученика. – Причем в целом это тот спектакль, что был поставлен еще в 2005 году, только в партии Пака я немного усложнил существующий текст: когда видишь, что танцовщик справляется, можно добавить больше элементов и продлить некоторые комбинации».

Больше изменения спектакль не затронули. По признанию К. Иванова, сначала он подумывал чуть переделать хореографию в знаменитом свадебном марше, но потом решил, что не нужно: балетной техники в спектакле и так достаточно. Кстати, по поводу марша: если вдруг кто не знает, тот самый марш, соединяющий сердца влюбленных по всему миру, был написан Мендельсоном в 1843 году именно для сюиты к спектаклю «Сон в летнюю ночь».

Надо сказать, что «Сон» на Патриаршей площади открыл еще одну балетную звездочку, правда, начинающую: Наталья Соколова, только окончившая в этом году училище, исполнила небольшую, но довольно серьезную роль Ипполиты в паре с любимцем йошкар-олинских балетоманов Кириллом Паршиным. Еще будучи студенткой, Наташа уже танцевала главные партии в детских балетах «Тимур и его команда» и «Василиса Прекрасная», и постепенно руководство дает ей новые возможности проявить себя.

«Это пока ее первые шаги, – делится худрук театра, – но я думаю, что этой зимой она уже будет танцевать «Щелкунчик», в том числе во время традиционных гастролей в Германии. Уверяю всех балетоманов, которые сегодня открывают для себя Наташу Соколову, что она долго на вторых ролях не задержится».

В ближайшее время балет «Сон в летнюю ночь» на сцене театра мы не увидим, может быть, года через два, когда выступление под открытым небом немного подзабудется, а причины все те же – большой репертуар, который можно и нужно показывать зрителям.

КЛАССИКА В ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

Во втором отделении выступления на Патриаршей уже оперная труппа театра представила концерт европейской музыки, собранный из популярных арий и любимых симфонических произведений. Всем зрителям полюбились характерная каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник» (исполнила Валерия Баландина), вдумчивая ария Русалки из одноименной оперы (Эльвира Гурьева), страстная цыганская песня из «Кармен» (Алевтина Смирнова), романс Вольфрама из оперы «Тангейзер» (Павел Крючков»), задорная ария Фигаро (Сергей Гарашкин). Сердца женской половины, безусловно, покорили тенора Дмитрий Семкин и Александр Столбов – их исполнение соответственно арии Калафа из оперы «Турандот» и прекрасной «Parlami d`amore…» прозвучали как обещание вечной любви. Заслужила овации зрителей и Елена Никитина, проникновенно исполнившая лирическую арию Лауретты из оперы «Джанни Скикки», а также дуэт Лакме и Малики из оперы «Лакме» в паре с Алевтиной Смирновой. Всех позабавил знаменитый номер «Кошки» Россини в исполнении наших четырех оперных див, а под такие произведения Штрауса, как «Гром и молния» и «На охоте», лихо исполненные оркестром театра под руководством дирижера Григория Архипова, так и хотелось пуститься в пляс, вот только чувство приличия не позволяло этого сделать (хотя можно было заметить несколько зрителей, покачивающихся в такт музыке).

Ирина СУВОРОВА

Фото Евгения НИКИФОРОВА

 

от admin