Есть особое мнение: правильное!

УЧИТЫВАЯ ОСОБУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ОПАСНОСТЬ ПРОЕКТА, ОТСУТСТВИЕ ПРОЗРАЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН, ПОПАДАЮЩИХ В ЗОНУ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО РМЭ СЧИТАЕТ НЕДОПУСТИМЫМ ПОДЪЕМ УРОВНЯ ЧЕБОКСАРСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА ДО ОТМЕТКИ 68 МЕТРОВ

В июне текущего года в Козьмодемьянске, Горномарийском, Килемарском, Юринском районах и в Йошкар-Оле прошли общественные слушания, на которых специалисты и общественность единодушно выразили резко отрицательное отношение к этому вопросу.


УЧИТЫВАЯ ОСОБУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ОПАСНОСТЬ ПРОЕКТА, ОТСУТСТВИЕ ПРОЗРАЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН, ПОПАДАЮЩИХ В ЗОНУ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО РМЭ СЧИТАЕТ НЕДОПУСТИМЫМ ПОДЪЕМ УРОВНЯ ЧЕБОКСАРСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА ДО ОТМЕТКИ 68 МЕТРОВ

В июне текущего года в Козьмодемьянске, Горномарийском, Килемарском, Юринском районах и в Йошкар-Оле прошли общественные слушания, на которых специалисты и общественность единодушно выразили резко отрицательное отношение к этому вопросу.

А 26 сентября в Москве состоялся круглый стол Общественной палаты РФ по теме «Экологические аспекты реализации проекта по повышению уровня Чебоксарского водохранилища». От Марий Эл с докладом «О возможных последствиях реализации проекта достройки Чебоксарской ГЭС для Республики Марий Эл» выступил руководитель Департамента экологической безопасности, природопользования и защиты населения РМЭ Владимир Карпов.

Как отметил Владимир Николаевич, Марий Эл в большей степени, чем другие регионы, пострадала от создания Чебоксарского водохранилища. «В 1981 году при заполнении водохранилища до уровня 63 м на территории республики было затоплено 59,6 тыс. га земель, а это более 53 процентов от общей площади водохранилища, — сказал докладчик. — Из них под воду ушло 18,9 тыс. га сельхозугодий, 24,7 тыс. га леса и 1,8 тыс. га прочих земель.

Поднявшимися грунтовыми водами подтоплено еще 18,4 тыс. га земель. Затронуто в разной степени 63 населенных пункта, из которых 37 полностью исчезли. Было вынесено из зоны затопления и подтопления 3597 жилых домов, 1003 строения госсобственности, 71 объект культурно-бытового назначения,

уничтожен 121 археологический памятник».

Для объективной оценки экономического и экологического ущерба Правительством РМЭ вместе с заказчиком проекта ОАО «РусГидро» была создана рабочая группа по организации и координации взаимодействия заинтересованных сторон по решению вопросов, возникающих при сборе исходных данных и подготовке проектных материалов. Ею в адрес разработчиков проектной документации направлено более 250 замечаний и предложений по отчетным материалам. Однако ответы получены только на треть.

Но особую обеспокоенность, отметил Карпов, вызывает экологическая составляющая проекта. По данным специалистов, суммарный размер вреда, наносимый окружающей среде на территории Марий Эл, оценен в сумму более 440 млрд рублей, причем основная доля приходится на компенсацию ущерба, наносимого объектам животного мира (беспозвоночные животные, животные, занесенные в Красную книгу РФ), без учета ущерба объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу.

«Но из материалов проекта неясно, каким образом и из каких источников будет компенсирован данный ущерб», — отметил Владимир Николаевич. — Кроме того возникает ряд важных моментов. В частности, есть разночтения о количестве населенных пунктов, которые будут подвержены влиянию Чебоксарского водохранилища при повышении его уровня, и отсутствуют официальные ответы о проведении их обследований. По данным ИЦЭ Поволжья (разработчик проекта по заказу ОАО «РусГидро»), в зону влияния попадает 54 населенных пункта, из них подлежат переселению 15. А по мнению органов самоуправления РМЭ, испытывают негативное влияние 72 населенных пункта, из них 33 — подлежат переселению. Более того, в настоящее время подвержен интенсивным оползневым процессам северо-западный склон города Козьмодемьянска.

Оползнеопасными являются также участки побережья водохранилища у деревень Мумариха, Шунангер, Юлъялы и Волна. В связи с этим республика настаивает на проведении обследования всех заявленных населенных пунктов. Кроме этого необходимо провести комплексное обследование, включая натурные полевые исследования особо охраняемых природных территорий, расположенных в зоне влияния Чебоксарского водохранилища. Данные о проведении комплексного обследования этих территорий отсутствуют.

Сегодня к проектировщикам возникает ряд вопросов: в том числе, как будет организован вывоз леса с островов, принадлежащих Марий Эл, общей площадью 13,5 тыс. га, а это 674,5 тыс. куб. м древесины, о предотвращении возможного вреда, который нанесет затопление скотомогильников и кладбищ, а также о стоимости работ по сохранению археологических и архитектурных памятников истории и культуры, попадающих в зону затопления, подтопления и берегопереработки».

Что же «получит» Марий Эл, если все же будет принято решение о поднятии уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки?

«Будет дополнительно затоплено 37,4 тыс. га земель, из них 3,4 тыс. га сельхозугодий и 26,7 тыс. га леса, — отметил Владимир Николаевич. — На 9,4 тыс. га увеличится площадь островов, покрытых лесом. В зону влияния водохранилища попадают 3 особо охраняемые природные территории: заказник Емешевский, памятники природы — болото Большеозерское и озеро Гусинец. Могут исчезнуть 52 вида животных и 25 видов растений. Из зоны влияния Чебоксарского водохранилища подлежит выносу 480 дворов в 15 населенных пунктах Юринского, Горномарийского и Килемарского районов.

В представленных разработчиками проекта материалах не рассматриваются и вопросы социально-экономического характера. Как, например, будет трудоустроено переселяемое население, ведь для людей необходимо создать новые рабочие места, построить объекты социального назначения?

Поэтому, учитывая особую экологическую опасность проекта, отсутствие прозрачных механизмов защиты прав граждан, попадающих в зону негативного воздействия, Правительство РМЭ считает недопустимым подъем уровня Чебоксарского водохранилища до отметки НПУ 68 метров и предлагает:

— в качестве альтернативного варианта поручить разработать проект обустройства зоны Чебоксарского водохранилища для отметки 63 м со строительством низконапорного гидроузла в Нижегородской области;

— организовать действенный системный мониторинг для регулирования всего Волжско-Камского каскада».

МНЕНИЕ

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев также категорически против поднятия уровня Чебоксарского водохранилища. В своем выступлении в мае текущего года на круглом столе «Экологические и социально-экономические последствия подъема уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров» в Нижнем Новгороде он сказал, что потери регионов и Российской Федерации существенно превысят ожидаемые выгоды и составят за 20 лет ориентировочно 709 млрд рублей (см. таблицу).

Ориентировочные выгоды и потери поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до 68 м
Показатели выгод и потерь для регионов от строительства ГЭС Выгоды и потери за 1 год в млрд руб. Недисконтированные выгоды и потери за 20 лет в млрд руб.
Выгоды ОАО «РусГидро» 2,4 48
Выгоды РФ 0,06 1,2
Выгоды регионов 0,54 10,8
Единовременный вред, причиняемый природной среде и обществу -759,03 -759,03
Потери дохода от сельхозугодий -0,07 -1,45
Выгода (+) или ущерб (-) -756,03 -709,12

Газета «Берегиня» № 5 — 6 (229 — 230) май — июнь 2012