Сильная, уверенная в себе власть не боится критики.  Но критика критике рознь: конструктивная помогает  чиновникам улучшить свою работу, а голословная, основанная на подтасовке фактов, только мешает созиданию. Вот вторую мы сегодня и проанализируем.

Главный критерий – профессионализм

На некоторых сайтах муссируется мысль, что жизнью в Марий Эл якобы заправляют «варяги».

– Как же так? – возмущаются самозваные «политические аналитики». – Неужели в республике нет собственных управленческих кадров?

Отвечаем: разумеется, есть, и они востребованы. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, кто находится на ведущих должностях в системе исполнительной власти.

Начнем с первых заместителей Председателя Правительства – Михаила Васютина и Александра Сальникова. Оба – давно известные и уважаемые в республике руководители.

Один из двух заместителей Председателя Правительства, Степан Воронцов, – уроженец Марий Эл. Вторая, Ольга Федорова, приехала из Саратова.

Среди министров мы видим четырех москвичей. Вот они: Николай Коротков (полномочный представитель Главы Марий Эл), Станислав Крылов (Минэкономразвития), Михаил Степанов (Минстрой) и Марина Островская (Минсоцразвития). Лариса Ревуцкая (Минобразования) ранее работала в Саратове, а Александр Герасименко (Минтранс) – в Нижнем Новгороде.

Остальные восемь министров (включая врио) – свои, местные. Как видим, приезжие составляют в общем списке чуть больше трети – семь человек из 19. А критерий для назначения на высокие должности только один – уровень профессионализма.

Долговая нагрузка становится легче

Еще один упрек: дескать, все последние годы республика непрерывно наращивает долги.

Однако, по данным Минфина Марий Эл, налицо рост собственной доходной базы региона, а вовсе не долгов бюджета. Так, за последние пять лет доходная база республики увеличилась на 7,3 миллиарда рублей, или в 1,4 раза.

Благодаря этому Правительство региона имеет возможность последовательно снижать размер государственного долга. За те же пять лет он сократился на три миллиарда рублей – с 13,5 до 10,5 миллиарда.

Впрочем, само по себе сокращение долгов еще не позволяет судить, успешно ли регион справляется с проблемами. Для полноты картины нужно знать крайне важный показатель – долговую нагрузку. Он выражается дробью, в числителе которой находится размер государственного долга, а в знаменателе – объем налоговых и неналоговых доходов бюджета. Так вот, по итогам минувшего года этот показатель оказался ниже 0,5. Это означает, что долговая нагрузка впервые с 2010 года достигла экономически безопасного уровня.

Разумеется, с уменьшением долга снизились и расходы на его обслуживание. Если на начало 2017 года они составляли 1,3 миллиарда рублей, то на 1 января 2021-го – 450 миллионов.

Следует добавить, что до 2017 года из-за хронического недофинансирования возникла значительная кредиторская задолженность республиканского бюджета перед организациями. С тех пор ведется большая работа по ее погашению. За пять последних лет на эти цели было направлено более трех миллиардов рублей. Сегодня от этой старой задолженности осталось не более 250 миллионов рублей, а в ближайшей перспективе долг будет сведен к нулю.

Инвесторы верят в перспективу

Доводится слышать и такое суждение: будто бы инвесторы не хотят или даже боятся вкладываться в экономику и социальную сферу Марий Эл. Но так ли это?

Вот что сообщил министр промышленности, экономического развития и торговли республики Станислав Крылов:

– Только с января по сентябрь прошлого года организации всех форм собственности направили на развитие Марий Эл 21,7 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал. Позитивная динамика отмечена в самых разных областях: это обрабатывающие производства, водоснабжение, водоотведение, торговля, информатизация и связь.

Так, весьма активен был Марийский ЦБК. Он реализовывал три инвестиционных проекта: «Строительство очистных сооружений (третий этап)», «Модернизация производства» и «Строительство макулатурной линии». Среди частников выделяются также ООО «Ричмедиа», благотворительный фонд «Царев город» и фирма «Хозторг». Они вложились, соответственно, в проекты «Институт (IT-университет)», «Общеобразовательная школа с дополнительным обучением по IT-специальностям» и «Строительство магазина непродовольственных товаров ZELEN».

В общем объеме инвестиций учтены и бюджетные средства, выделенные на реализацию социально значимых проектов. Видное место среди них занимают йошкар-олинские: строительство Маргосфилармонии, нового корпуса Перинатального центра, детских садов и Дома дружбы народов, первый этап реконструкции очистных сооружений канализации. К ним необходимо добавить: родильное отделение центральной городской больницы в Волжске, школу в Медведево, объекты водоснабжения и водоотведения в Волжске, Звенигове, Медведевском, Моркинском, Новоторъяльском, Оршанском и Советском районах, спортивные объекты в Волжске, Козьмодемьянске, поселках Юрино и Красногорском.

Вузы становятся доступнее

Еще один миф гласит, что высшее образование в республике становится все менее доступным. Для его развенчания необходимо понимать – одна из ключевых задач органов власти сегодня – создание условий, позволяющих выпускникам школ получить доступное и качественное высшее образование в непосредственной близости от дома.

– Это достигается за счет действенного механизма – формирования объемов и структуры контрольных цифр приема на обучение (КЦП) за счет средств федерального бюджета, – пояснила министр образования и науки республики Лариса Ревуцкая. – Применительно к Марий Эл эффект таков: за три последних года количество бюджетных мест в трех вузах республики увеличилось в 1,3 раза. А КЦП по программам бакалавриата и специалитета очной формы обучения выросли еще заметнее – в 1,7 раза.

В 2022-2023 учебном году эта тенденция сохранится. Объем КЦП марийским вузам составит 4543 человека – на 366 человек больше, чем годом ранее. Кстати, если в 2019 году в высшие учебные заведения поступили 292 выпускника местных техникумов и колледжей, то в 2021-м – уже 340. При этом большая их часть выбрала вузы Марий Эл.

Итак, мы опровергли с цифрами на руках самые распространенные надуманные измышления. Можно добавить, что руководство республики напряженно работает и по другим направлениям, включая борьбу с коронавирусом. Однако уже понятно, чего стоят все «доводы» оппонентов действующей власти.

Алексей Торощин, министр финансов Республики Марий Эл:

– Социальное развитие республики напрямую связано с ее устойчивым экономическим ростом, который, в свою очередь, во многом зависит от предпринимательской активности. Понятно, что этого невозможно добиться без улучшения финансовой ситуации. Поэтому одной из приоритетных задач Правительства Марий Эл является увеличение собственной налогооблагаемой базы.

Помимо прочего, оно позволяет проводить последовательную политику по снижению долгового бремени республики. Только за последние пять лет на эти цели было направлено более шести миллиардов рублей. В результате сегодня мы имеем возможность не отвлекать бюджетные средства на погашение долгов, а максимально использовать дополнительные доходы во благо жителей Марий Эл.

Эрик Юзыкайн, директор Марийского национального театра драмы им. М.Шкетана:

– Наша многонациональная республика богата на таланты, и если у человека есть способности, они обязательно найдут применение. Кто-то проявляет себя в творчестве, кто-то – в производстве, кто-то – в управлении. Но когда акцентируют внимание на происхождении специалиста или руководителя в плане «местный или не местный» – разве это правильно? Разве для того, чтобы приносить пользу народу, хозяйству, этот критерий – решающий?

Рассуждения, что на руководящих должностях в Марий Эл слишком много приезжих, просто невозможно серьезно воспринимать. Тем более, что на самом деле большую часть членов Правительства составляли, составляют и, я уверен, будут составлять уроженцы республики. В полной мере это относится также к руководителям ведомств, предприятий и организаций, депутатам разных уровней. Поэтому об ущемлении прав тех, кто вырос и трудится на марийской земле, говорить не приходится.

СПРАВКА

 

Размер государственного долга на 1 января (млрд руб.)

  •         2017 г. – 13,5
  •         2018 г. – 13,45
  •         2019 г. – 13,3
  •         2020 г. – 11,99
  •         2021 г. – 11,9
  •         2022 г. – 10,5

 

Инвестиции в основной капитал по крупным и средним предприятиям за три квартала 2021 года по отраслям (млн руб.)

  •         3502,2 – обрабатывающие производства
  •         1808,6 – транспортировка
  •         1208,2 – сельское хозяйство
  •         897,1 – операции с недвижимым имуществом
  •         718,7 – водоснабжение и водоотведение
  •         536,2 – обеспечение электроэнергией, газом и паром
  •         510,6 – информатизация и связь
  •         495,9 – оптовая и розничная торговля
  •         696 – прочие виды услуг

 

Количество бюджетных мест в вузах республики

Общее:

  •         2019 г. – 3360
  •         2021 г. – 4177

По программам бакалавриата и специалитета очной формы обучения

  •         2019 г. – 1690
  •         2021 г. – 2789

 

Владимир МАРЫШЕВ,

«Марийская правда».

Фото пресс-службы Главы РМЭ.

от _