«Гарь, гарь, гарь — от Москвы до Берлина»

В год 70-летия победы нашему земляку и композитору Андрею Эшпаю исполняется 90 лет. И конечно, нельзя не вспомнить о том, что и сам он был фронтовиком. Андрей Яковлевич всегда выступал против войны и насилия, и тема войны стала одной из самых важных в его творчестве. В 1941 году десятиклассник Андрей вместе с родителями был эвакуирован из Москвы в Мариинский Посад


В ГОД 70-ЛЕТИЯ ПОБЕДЫ НАШЕМУ ЗЕМЛЯКУ И КОМПОЗИТОРУ АНДРЕЮ ЭШПАЮ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ. И КОНЕЧНО, НЕЛЬЗЯ НЕ ВСПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО И САМ ОН БЫЛ ФРОНТОВИКОМ

Андрей Яковлевич всегда выступал против войны и насилия, и тема войны стала одной из самых важных в его творчестве.

В 1941 году десятиклассник Андрей вместе с родителями был эвакуирован из Москвы в Мариинский Посад к своим родственникам Тогаевым. В конце лета первого года войны семья получила весть о без вести пропавшем брате Валентине. Позднее установили: Валентин пал смертью храбрых под Ленинградом.

ФРОНТОВИК ЭШПАЙ

Сам же Андрей мечтал стать летчиком. Однажды он даже решил рвануть за этой мечтой: в страшный мороз встал на лыжи и направился в Чебоксары, где в то время расположилась авиационная часть. Пробежал 36 километров, обморозил лицо, но часть на следующий день передислоцировалась. Юноше ничего не оставалось, как вернуться обратно домой.

Судьба уготовила ему иную военную долю. В январе — июне1943 года он — комсорг батальона Чкаловского пулеметного училища, отсюда попадает на курсы иностранных языков Ставропольского военного института и становится военным переводчиком. В конце 1944 года — разведчик Первого Белорусского фронта.

Советская армия, не останавливаясь, гнала тогда фашистов на запад. Разрушенная, горящая Варшава, Померанский вал, район Польцина, Кольберг на побережье Балтийского моря. Через Вислу, Одер, Померанскую бухту солдат Андрей Эшпай дошел до Берлина. Он участвовал в боях Берлинской операции в районе Моабит, театра «Комише опер», Рейхстага.

За бесстрашие и героизм советское правительство в 1945 году наградило его медалями «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «За взятие Берлина», «За Варшаву» (Польша), а также орденом Красной Звезды. До сентября 1946 года он оставался в берлинском Карлсхорсте, служа в управлении информации.  

О ВОЙНЕ В ТВОРЧЕСТВЕ

«Я всегда с осторожностью говорю о войне, — делится композитор. — Все герои в земле сырой — война унесла лучших. Это запах гари. Гарь, гарь, гарь — от Москвы до Берлина… Среди дыма и огня дружба бойцов — совершенно особое чувство, я хорошо это понял там, под Берлином. Само понятие «я» как-то исчезает, остается только «мы». У меня были два любимых друга, храбрейшие из храбрейших — Володя Никитский из Архангельска и Гена Новиков из Ташкента. Мы были неразлучны, не раз выручали друг друга. Оба они прошли всю войну и оба погибли в боях за Берлин, в последние часы войны.

О войне нельзя говорить словами. Даже если вы не пишете конкретно о войне, она все равно присутствует в творчестве художника, который был на фронте. Тот, кто не был на поле боя, никогда не узнает, что такое война…

Все, о чем говорится в песне «Сережка с Малой Бронной», было у меня в жизни. Поэт-фронтовик Женя Винокуров, конечно, этих подробностей не знал. Марк Бернес принес мне готовые стихи и предложил написать песню. Я прочел стихи и был буквально ошеломлен:

В полях за Вислой сонной
лежат в земле сырой
(Земля там сырая. Форсирование Вислы — моя военная дорога в Польше.)
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.
(Наша семья жила на Бронной, только не на Малой, а на Большой. Старший брат Валя не вернулся с войны.)
А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.
(И моя мама не спала ночами.)
Свет лампы воспаленный
Пылает над Москвой,
(И лампа пылала все ночи напролет.)
Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.
(Точнее не придумаешь.)»

Андрей Эшпай всю свою жизнь выступает против войны и насилия. Он говорит об этом, когда встречается с народом, выступая перед студентами, перед депутатами и чиновниками, руководителями различных партий и движений. Он говорит своими песнями, симфониями, опереттами, балетом — всем своим творчеством.

В феврале 1985 года Андрей Яковлевич побывал в Берлине. Решил пройтись по городу. Спустился в метро на Александер-плац, и там нахлынули воспоминания 40-летней давности, которые потом вылились в 5-ю, так называемую «Военную», симфонию. Музыковеды по масштабу воплощения темы войны часто сопоставляют это сочинение с «Ленинградской» симфонией Дмитрия Шостаковича. А совсем недавно, осенью 2014 года, в Германии состоялась премьера балета Антуана Жюлли Deca-Deci, который за музыкальную основу своей постановки взял именно это сочинение Андрея Эшпая. И вот в канун 70-летия Великой Победы в самой Германии снова звучит его музыка, протестующая против войны и насилия.

Материал подготовлен Маргосфилармонией им. Я. Эшпая