Голод для аскета

— Прочитал, что бесы больше всего боятся шести добродетелей, и одна из них — голодное чрево. По-моему, это нелогично: разве голодного человека не легче соблазнить на прегрешения? Священник, настоятель храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево Алексий МИХАЙЛОВ


КАК СРЕДСТВО ПОДЧИНЕНИЯ ТЕЛА ДУШЕ

— Прочитал, что бесы больше всего боятся шести добродетелей, и одна из них — голодное чрево. По-моему, это нелогично: разве голодного человека не легче соблазнить на прегрешения?

Священник, настоятель храма Державной иконы Божией Матери п. Медведево Алексий МИХАЙЛОВ:

— Вероятно, вы прочитали об этом в аскетическом соборнике «Крины сельные, или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания», автором которого был преподобный Паисий Величковский. Там стоит слово «алкание» — голод, желание насытиться, поесть. В монашеской жизни аскета это имеет большое значение: постепенное уменьшение потребностей тела в пище и воде приводит к тому, что тело меньше влияет на душу, меньше отягощает ее и дает ей больше свободы для духовной жизни. В данном случае речь не идет о лечебном голодании или о садистском отношении к другому человеку — речь идет о средстве обуздания, о подчинении своего собственного тела своей собственной душе. Монахи-постники достигали больших успехов в этом делании, за что Бог награждал их дарами духовными, которых нет у простых людей. Примеры можете найти в древних патериках.

Не только монахам, но и людям, живущим в миру, церковь предписывает пост, чтобы люди учились умеренности в пище, учились отдавать предпочтение потребностям души перед телом, потому что сытость, пресыщение приближает человека к животному и отдаляет от Бога.

«С поста не мрут, а с обжорства дохнут», «Сытое брюхо к учению глухо», «Держи ноги в тепле, голову — в холоде, а живот — в полуголоде»… На эту тему много сказано не только в аскетической литературе, но и в русском фольклоре.