Город наш один на всех

Сотрудничая с депутатами Йошкар-Олы, мэрия города надеется, что каждый из них за пять лет работы vi созыва поможет с благоустройством 5 — 10 дворов в своем избирательном округе. Сколько дворов в столице Марий Эл может быть благоустроено за этот период, если в йошкар-олинском собрании депутатов 35 человек?


СОТРУДНИЧАЯ С ДЕПУТАТАМИ ЙОШКАР-ОЛЫ, МЭРИЯ ГОРОДА НАДЕЕТСЯ, ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ VI СОЗЫВА ПОМОЖЕТ С БЛАГОУСТРОЙСТВОМ 5 — 10 ДВОРОВ В СВОЕМ ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ. СКОЛЬКО ДВОРОВ В СТОЛИЦЕ МАРИЙ ЭЛ МОЖЕТ БЫТЬ БЛАГОУСТРОЕНО ЗА ЭТОТ ПЕРИОД, ЕСЛИ В ЙОШКАР-ОЛИНСКОМ СОБРАНИИ ДЕПУТАТОВ 35 ЧЕЛОВЕК?

Такую арифметическую выкладку озвучил мэр Йошкар-Олы Павел Плотников на своей первой пресс-конференции после утверждения в должности градоначальника. Пресс-конференция проходила 19 ноября в администрации города.

Разумеется, вопросы дальнейшего благоустройства дворовых территорий, изыскания для этого возможностей — лишь одна из тем, затронутых в разговоре с журналистами. Поднимались самые разные проблемы.

Какие дороги будут отремонтированы в столице Марий Эл в ближайшее время? Как поступит мэрия в случаях, когда этот ремонт сделан некачественно? Построят ли в Йошкар-Оле новые школы и детские сады? Что делать с дорожными пробками и парковками во дворах? Что будет, если городу передадут обеспечение льготного проезда в троллейбусах? Для каких целей нужно создавать ТОСы? Почему дворник — вымирающая профессия? Действительно ли Павел Плотников — самый молодой мэр в России?

Приводим ответы Павла Вячеславовича на эти и другие вопросы.

О РЕМОНТЕ ДОРОГ И НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОДРЯДЧИКАХ

— На содержание улично-дорожной сети в 2015 году в городской бюджет заложена довольно серьезная сумма — 183 млн рублей, тогда как в 2014 году было 123 млн рублей. Кроме того, в проекте бюджета республики на 2015 год для Йошкар-Олы предусмотрена финансовая помощь в 200 млн рублей, и к этой сумме город на условиях софинансирования добавит 10 млн рублей. Столь значительные вложения позволят не только провести текущий сезонный ремонт дорог, но и сделать более масштабно их капитальный ремонт и реконструкцию, обновление тротуаров (на их благоустройство предусмотрено около 30 млн рублей). Муниципальный контракт, как и раньше, заключен с МУП «Город» — частники по-прежнему содержать дороги особо не рвутся.

Отмечу, что материально-технических возможностей у муниципалитета сегодня значительно больше, чем было всего лишь несколько лет назад: в последние годы мы активно покупаем новую дорожную технику, нынче впервые за 43 года приобрели асфальтобетонную установку, осваиваем новые технологии, повышающие качество работ.

Уже определены улицы с необходимыми работами на 2015 год. Назову некоторые из них. Так, это продолжение ул. Машиностроителей от ул. Строителей до стадиона «Дружба» с полной заменой дорожного полотна. Это реконструкция ул. Транспортной от ул. Красноармейской до садов «Ветеран»; кроме того, на участке этой улицы от ул. Красноармейской до ул. Дружбы по просьбе жителей микрорайона построят тротуар, сделают ливневую канализацию, в том числе дворовую, поскольку там есть крайне проблемное место, где летом после дождя буквально море воды. Начнем поэтапно асфальтировать ул. Серова, ул. Мышино. Продолжим реконструкцию ул. Крылова — эту дорогу планируем довести до Большого Чигашева, а также ремонт ул. Карла Либкнехта от ул. Мира до Ленинского проспекта. Будем полностью восстанавливать дороги в пос. Нолька. И конечно же, придется переделывать улицу Строителей, где в этом году нас серьезно подвел подрядчик — ООО «Техсервис», испортив дорожное покрытие. Ущерб для города оценивается в 6 — 8 млн рублей. Мы обратили взыскание на банковские гарантии подрядчика (это 2 млн рублей), остальное будем возмещать через суд.

К сожалению, закон позволяет участвовать в тендерах абсолютно всем, и невозможно полностью исключить риск того, что подрядчик подведет. Однако, создав судебные прецеденты, мы предостережем другие фирмы от подобных действий.

О ДОРОЖНЫХ ПРОБКАХ

— Сегодня наша улично-дорожная сеть не справляется с тем объемом транспорта, который имеется в городе. Только в самой Йошкар-Оле зарегистрировано более 70 тысяч машин, а сколько еще приезжих авто. Выход — в расширении, там, где это возможно, дорожного полотна либо в создании дополнительных парковочных мест. Кроме того, мы рассчитываем, что с ремонтом проблемных дорог они примут на себя часть транспорта, разгрузив основные улицы.

О МОСТАХ ЧЕРЕЗ КОКШАГУ

— Строительство нового моста по Ленинскому проспекту — наш совместный проект с правительством республики. Основные работы, думаю, будут завершены до конца этого года, сдача — в июне — июле следующего года. Что касается старого моста, то сейчас в бюджете на 2015 год заложено 3 млн рублей на его экспертизу, по итогам которой будет принято решение, каким образом проводить реконструкцию моста, какую его часть предстоит полностью убирать, можно ли будет оставить основание.

О ЗАСТАВЛЕННЫХ ДВОРАХ И НУЖНОСТИ ТОСОВ

— Раньше, проектируя дома и дороги, никто не предполагал, что автомобилей сегодня будет так много. Но если разгрузить дороги — задача муниципалитета, то разобраться с проблемой своих дворов, заставленных автомобилями, должны, в первую очередь, сами жители. Именно им нужно договориться между собой, как наиболее разумно благоустроить свой двор, чтобы там и парковка была, и оставалось место для других целей — детской площадки, выгула домашних животных. Вот для того и нужны ТОСы — территориальные общественные самоуправления, чтобы люди, объединившись, смогли найти по своему дому или двору наиболее приемлемое решение и с ним обратились в мэрию. Также это можно сделать через депутатов городского Собрания: они встречаются с жителями в своих избирательных округах и могут выйти с инициативой в мэрию, чтобы она с принятием муниципальной программы учитывала то или иное решение жильцов, ТОСа по данному конкретному дому, двору.

О БЛАГОУСТРОЙСТВЕ ДВОРОВ

— В настоящее время в городе более 800 дворов. Благоустройство дворовых территорий будет продолжаться. На следующий год, думаю, около 70 дворов муниципалитет обустроит. Мы поговорили и с депутатами, чтобы каждый из них наметил наиболее проблемные дворы в своем избирательном округе для их благоустройства с помощью бизнес-сообщества либо через муниципальную программу. И хорошо, если бы каждый депутат, а их в городском Собрании 35 человек, за свой пятилетний срок посодействовал в благоустройстве в своем округе 5 — 10 дворов. За пять лет так можно обустроить порядка 300 дворов. К слову, это не только установка детских площадок, но и новых контейнеров, обновление асфальтового покрытия, зеленых насаждений.

ЖКХ И ВЕТХОЕ ЖИЛЬЕ

— Сегодня мало кто помнит, что в советское время муниципальный жилфонд составлял не более 20 процентов всего жилья в городе, а сегодня — 95 процентов, так как муниципалитет взял на свой баланс бывшие ведомственные дома, оставленные предприятиями в сложные 90-е годы. Сфера ЖКХ — одна из самых проблемных в стране, и Йошкар-Ола здесь особо не выделяется на фоне других городов, причем в некоторых ситуация заметно хуже, чем у нас. Конечно, у нас немало домов, которые невозможно содержать без значительных финансовых затрат. Непростая ситуация на рынке управления жилфондом. Серьезные проблемы с неплательщиками. Не везде еще люди осознают, что во многом благополучие их дома, двора зависит от них самих, от их умения организоваться. Но есть и положительные примеры. Появляются новые управляющие компании, в том числе частные, которые показали свою эффективность. Где-то люди организовались, создали ТСЖ или ТОС, и такие дома и дворы обычно выделяются на фоне остальных своей обустроенностью и порядком.

Со своей стороны муниципалитет делает все возможное, чтобы решить проблему ветхого и аварийного жилья. С 2008 года по целевой программе мы расселили 76 аварийных домов, более 1,5 тысячи горожан получили новые квартиры. В 2014 — 2015 гг. сносу подлежат 20 аварийных домов с расселением почти 500 человек, на следующий год в планах к сносу 13 домов. Будем продолжать ликвидацию аварийного жилфонда и в последующие годы.

НОВАЯ ШКОЛА И ДЕТСКИЕ САДЫ

— В ближайшей перспективе планируем строительство двух детских садов — в Сомбатхее (микрорайон Восточный) и в Девятом микрорайоне — на 280 и 320 мест. Кроме того, в Девятом микрорайоне острая необходимость в новой школе. Сейчас готовим на эти объекты проектную документацию. Чтобы построить их на условиях софинансирования, будем заявляться в федеральную и региональную программы.

О ВТОРОМ ЧЕЛОВЕКЕ В МЭРИИ

— С моим приходом на должность мэра каких-то особых кадровых изменений в администрации города не произошло. Некоторые должности упразднены, некоторые объединены, чтобы избежать дублирования функций. Появились новые направления. Такое перераспределение акцентов в структуре мэрии позволит решать актуальные задачи сегодняшнего дня, стоящие перед городом.

Отдельно — о моем первом заме. На эту должность я предложил Вячеслава Борисовича Заузолкова. Он много лет проработал на МУП «ТЭЦ-1» заместителем главного инженера, прекрасно разбирается в технических вопросах городской инфраструктуры, умеет находить оптимальные решения.

САМЫЙ МОЛОДОЙ МЭР?

— Специально я не отслеживал, но думаю, что есть мэры и моложе меня (П. Плотникову 37 лет — Ред.). Знаю, что глава администрации Чебоксар — мой ровесник, и в этой должности он уже два года.

ПЕРЕХОД ИЛИ ЖИЗНЬ?

— Кто-то недоволен тем, что в городе ликвидируются нерегулируемые пешеходные переходы, говорят, что надо идти слишком большое расстояние до ближайшего светофора. Но, во-первых, что значит «слишком большое»? Есть свод Правил, которые конкретно говорят на этот счет, и решения по переходам принимаются специалистами на основании расчетов. А во-вторых, если поставить на одну чашу весов лишние 100 — 200 метров, пройти которые две минуты, а на другую — человеческую жизнь, которая может оборваться на таком вот переходе, то выбор, думаю, будет однозначным. Потому и убираем нерегулируемые переходы, что при столь огромных потоках авто участились наезды на пешеходов, водители порой просто не успевают среагировать.

Кто-то возразит, что на этих переходах надо установить светофоры. Но тогда появится другая проблема: на главных магистралях резко замедлится скорость автодвижения, и уличных пробок станет еще больше. Кроме того, каждый светофор — это 500 тыс. рублей из бюджета. Потратив немалые деньги на обустройство проблемных переходов, мы тем самым отнимем их от других статей — ремонта дорог и тротуаров, переселения людей из аварийного жилья, покупки снегоуборочной техники.

ЕСЛИ ГОРОДУ ОТДАДУТ ЛЬГОТНИКОВ

— В Государственном Собрании Марий Эл есть проект закона: о передаче полномочий по перевозке льготников в общественном транспорте от региона к муниципалитету. Но на финансовое обеспечение этих полномочий для города закладывается лишь чуть более 35 млн рублей — по нашим подсчетам, это не более 30 процентов от необходимого. При таком раскладе основной финансовый груз ляжет на МП «ТТ» — предприятие, которое осуществляет 90 процентов всех льготных перевозок в нашем городе. Оно выжило и работает вопреки всем экономическим законам, ведь во многих городах страны муниципальный троллейбусный транспорт умер. И если теперь, с принятием закона, МП «ТТ» не выдержит финансового бремени, если мы потеряем это предприятие, то восстановить его уже не сможем. А ведь сегодня в Йошкар-Оле на линию ежедневно выходят более 120 троллейбусов, тогда как автобусов — не более 30 — 40. И там, где не проложены троллейбусные маршруты, наблюдается напряженность в плане перевозок. Можно представить себе, чего лишатся горожане, если не станет МП «ТТ», чего лишатся те же льготники, которых в городе 25 тысяч человек, и в основном это малообеспеченные граждане.

С недавних пор мы начали закладывать в бюджет города средства на покупку новых троллейбусов, планируем приобретать по 5 машин в год. Но если городу передадут льготников, то без должного финансового обеспечения будет уже не до обновления парка МП «ТТ»: придется тратить деньги, чтобы поддерживать на плаву само предприятие. Конечно, можно попытаться уменьшить расходы МП «ТТ» за счет оптимизации каких-то маршрутов, но эта экономия явно не восполнит необходимых средств. Поэтому я считаю: проект закона необходимо доработать, учесть мнение муниципалитета, выделить соответствующие суммы.

ВЫМИРАЮЩАЯ ПРОФЕССИЯ

— Люди правильно отмечают, что сегодня очень редко видишь дворника, занятого своим делом, просто какая-то вымирающая профессия. К сожалению, это действительно так. Причина в том, что люди все меньше хотят за дворника платить. Раньше, когда все было государственное, платило государство, теперь же это должен делать собственник, чтобы на его территории было чисто. Очень важно, чтобы люди, жильцы, это поняли и установили соответствующие отношения с управляющей компанией, обслуживающей их дом.

ВОВЛЕКАТЬ ЖИТЕЛЕЙ В БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДА

— К сожалению, многое утрачено из того, как в советское время люди относились к своим подъездам, дворам, городским общественным местам, когда считалось нормальным самим наводить и поддерживать там порядок. Потом психология наша изменилась не в лучшую сторону, но сегодня мы убедились, как важно возродить те традиции, какие были раньше, те же субботники. Этой весной мы провели общегородские субботники в Сосновой роще, осенью — субботник в Ширяйково, где жители убедились, как много можно сделать своими руками в обустройстве своего микрорайона.

На весеннюю уборку в Сосновой роще пришла примерно тысяча горожан, в следующий раз, думаю, придет еще больше. Так постепенно будем вовлекать людей в жизнь города, в его благоустройство, чтобы люди действительно относились к городу, как к своему второму дому.

Записал Виктор ПАШКИН