Новости

Готовь сети летом

Самая жаркая пора для работников теплоэнергетического комплекса – это лето. Энергетики ТЭЦ-1 использовали по максимуму жаркий сезон для подготовки Йошкар-Олы к зиме. Главное — встретить ее во всеоружии, обеспечить надежную, бесперебойную работу всех объектов теплоснабжения. Сегодня наш собеседник — директор МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» Игорь Бондарчук.

 — Игорь Леонидович, отопительный сезон не за горами. Как Вы оцениваете готовность к зиме, все успели?

 — Практически все. Мы подошли к финалу ремонтной кампании с хорошими результатами: все наши отопительные котельные, а их 30, и все 22 центральных тепловых пункта уже готовы к новому сезону. Мы обслуживаем более 215 километров тепловых сетей, все они проверены на прочность во время гидравлических испытаний, проведенных в мае.Тогда было обнаружено 49 свищей и порывов на тепловых сетях ТЭЦ-1. До пуска горячей воды оперативно устранено 36 порывов, и 7 июня горожане получили горячую воду согласно графику.

Кроме того, в связи с выполнением ремонтных работ с опережением графика и технической готовностью 68 многоквартирных домов, которые обслуживает АО ЖЭУК «Заречная», почти 30 тысяч жителей заречной части города уже 6 июня пользовались горячей водой.

— С какими сложностями столкнулось предприятие при устранении порывов?

 — Гидравлические испытания и дальнейшая инструментальная диагностика показали, что участок трубы тепломагистрали М2 по улице К. Маркса, рядом с водным дворцом «Йошкар-Ола», от ТК-13 до ТК-14 требует капитального ремонта. Оставлять его в таком виде опасно – возможны аварийные ситуации в зимний период, поэтому руководством ТЭЦ-1 было принято решение о замене всего участка. Объем работ получился очень большим: замена участка тепломагистрали протяженностью 151 метр в двухтрубном исчислении, диаметр каждой трубы 720 мм. Всего пришлось заменить 302 метра трубопроводов. Теперь это современные предызолированные трубы с контролем влажности изоляции. Срок службы такой тепловой сети до 50 лет. Стоимость работ превысила 17 млн рублей. Помимо прочего, пришлось также перераспределять рабочее время и персонал, чтобы работы на магистрали велись без ущерба для запланированных объектов, их завершение намечено на двадцатые числа этого месяца.

 — Да, не секрет, что износ тепловых сетей города  достаточно высок…

 — Износ тепловых сетей – это данность, и не только для нашего города. В Йошкар-Оле порывы на теплосетях в отопительный сезон уже в течение многих лет не возникают. Это связано с тем, что на предприятии перешли от принципа «латания дыр» к диагностике состояния тепловых сетей. Ремонт тепловой сети с заменой трубы довольно дорогое «удовольствие». В первую очередь, меняем те участки трубопровода, где по результатам диагностики велика вероятность порыва, а во вторую – участки с большим сроком эксплуатации. В этом году проведен капремонт 1,4 километров теплосетей.

Кроме того, этому же принципу подчиняется наша работа в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги»: в этом году необходимо было привести в порядок тепловые сети, расположенные под проезжей частью улицы Советской. Где-то их заменили, где-то выполнили текущий ремонт. Работали, скажем так, в авральном режиме. Нас торопили дорожники, мы шли им навстречу, понимая всю важность момента. Работы были сделаны в короткие сроки, но их качество от этого не пострадало.

— Новые методы требуют и модернизации оборудования?

— Безусловно. У ТЭЦ-1 большой потенциал, и модернизация предприятия носит непрерывный характер. В настоящее время проходит реконструкция подстанций Витаминный и Студенка. На обеих подстанциях будут установлены современные разъединители с полимерной изоляцией и элегазовые выключатели с дистанционным управлением.

Кроме того, на ПС Витаминный поставят микропроцессорные защиты силовых трансформаторов и щит постоянного тока с аккумуляторной батареей для организации надежных схем оперативного тока.

Нам практически придется построить новую ПС Студенка, так как оборудование существующей полностью выработало свой срок службы и не отвечает современным требованиям по надежности, функциональности, экологичности.

Прежде всего, из-за низкой потребительской нагрузки по электроснабжению в зоне действия подстанции будет установлен значительно менее мощный силовой трансформатор. Предстоит заменить ячейки КРУ на современные, с вакуумными выключателями и микропроцессорными защитами. В объем работы входит и установка щита постоянного тока, и замена защит силового трансформатора на микропроцессорные.

Кроме того, будет обновлено ограждение подстанции с системой освещения и видеонаблюдения.

— Игорь Леонидович, не пострадала ли эта подстанция во время лесных пожаров?

— Нет, хотя поселок Студенка был одним из эпицентров пожара. Там дежурил электромонтер по обслуживанию подстанций, который все те дни отслеживал ситуацию и сообщал об обстановке вокруг подстанции. Все необходимые меры по противопожарной безопасности на объекте выполнялись. Пожар прошел по другому краю поселка.ТЭЦ не осталась в стороне от общей беды – 34 наших добровольца в течение четырех дней помогали пожарным. Кроме того, была привлечена техника ТЭЦ-1: на один день фронтальный погрузчик и на 13 дней , вплоть до шестого сентября, автобусы для эвакуации и доставки людей и подвоза сухих пайков.

Но вернемся к модернизации. Полным ходом идет цифровизация управления технологическими процессами, как в электро-, так и в теплоснабжении. Это и система онлайн-мониторинга объектов, в том числе  у потребителей, и автоматизированный сбор информации о работе оборудования подстанций и котельных, так завершаются работы по техническому перевооружению и автоматизации еще одной котельной — № 20 в п. Аэропорт.

Также в этом году мы планируем установить в 21 многоквартирном доме автоматизированные узлы погодного регулирования и в 53 домах третьего микрорайона узлы автоматического регулирования горячего водоснабжения. Этоновый взаимовыгодный подход ко взаимоотношениям теплоснабжающей организации и потребителей. В результате, в выигрыше окажутся обе стороны: потребитель получит качественный коммунальный ресурс и экономию денежных средств, а теплоснабжающая организация – нормативную температуру обратной сетевой воды, снижение потерь тепловой энергии и затрат на ее транспорт.

— Кстати, о потребителях: подготовка к отопительному сезону это задача не только для ТЭЦ, но и для управляющих компаний, и ТСЖ, не так ли?

— Да, управляющие компании и ТСЖ со своей стороны должны подготовить внутридомовую систему отопления к новому отопительному сезону.

Комиссию по проверке готовности к ОЗП потребителей тепловой энергии возглавляют представители администрации города и управления городского хозяйства. Также в ее состав входят руководители ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний.

В рамках работы этой комиссии инспекторы теплосбыта ТЭЦ-1 проверяют, выполнили ли потребители все необходимые для подготовки к ОЗП мероприятия: промывку, опрессовку внутридомовой системы отопления, ревизию запорной арматуры, проверку состояния трубопроводов и тепловой изоляции, наличие и работоспособность узлов учета тепловой энергии, погашение задолженности. Всего нужно проверить больше двух тысяч тепловых узлов как в Йошкар-Оле, так и в Медведевском,   Звениговском районах.

Уже к восьмому сентября наши специалисты проверили и подтвердили готовность к отопительному периоду всех детских садов и школ столицы (86 объектов),больниц и поликлиник, вузов и техникумов. Завершается проверка готовности объектов культуры (92% готовности), а также многоквартирных домов (64% готовности).

Основными замечаниями, выявленными при обследовании объектов, в рамках подготовки к отопительному периоду остаются, прежде всего, задолженность УК и ТСЖ, отсутствие и неработоспособность приборов учета, а также истекшие сроки поверки приборов учета.          Приемку объектов завершили в установленный срок.

 — Отразилась ли задолженность за тепло на подготовке к отопительному сезону?

 — На сегодняшний день дебиторская задолженность потребителей тепловой энергии перед ТЭЦ-1 составляет почти 450 млн рублей. Это колоссальная сумма – на эти деньги можно провести не одну полноценную ремонтную кампанию. Больше 90% этой суммы — долги жителей, управляющих компаний и ТСЖ.

Для снижения задолженности предприятие проводит стимулирующие мероприятия. Так, с 1 августа идет, ставшая уже традиционной, акция «Лето без долгов». Итоги будут подведены в сентябре, и  40 победителей получат по 1500 рублей на лицевые счета в качестве платежа за коммунальные услуги.

Также активно проводится претензионно-исковая работа. В 2021 году со счетов граждан-должников было списано по судебным актам и поступило на счета ТЭЦ-1 почти 30 миллионов рублей.

Со своей стороны, предприятие готово работать индивидуально с каждым потребителем, чтобы избежать принудительного взыскания задолженности через суд. При трудной жизненной ситуации возможна рассрочка платежа по заявлению клиента.

Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что, несмотря на большой долг потребителей перед предприятием, подготовка к новому отопительному сезону прошла по плану. Но не стоит забывать, что плата за энергоресурсы – это единственный источник для технического обслуживания и ремонта системы теплоснабжения. Задолженность в несколько сот миллионов сказывается на темпах ремонта и реконструкции тепловых сетей. Содержание десятков котельных и ЦТП и сотен километров тепловых сетей на качественном уровне требует значительных финансовых вложений.

Своевременная оплата коммунальных услуг — это инвестиции в бесперебойное и качественное теплоснабжение.

Фото предоставлено ТЭЦ-1.

Ранее сайт газеты сообщал, что на муниципальные предприятия «Троллейбусный транспорт», «Город» и «Водоканал» поступила новая техника, а также рассказывал о  том, что МУП «Город» обновляет дорожную разметку у школ