Около 30 лет назад судьба привела Юрия Оляновского в Марий Эл, где он семь лет сотрудничал с нашей филармонией. И вот снова – Марийский край и его зрители. О детском увлечении фокусами, о различных направлениях этого искусства и о некоторых закулисных фактах Юрий Константинович рассказал «Й».


В ГОСТЯХ У «Й» – ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ ИЛЛЮЗИОНИСТ ЮРИЙ ОЛЯНОВСКИЙ. СЕГОДНЯ ОЖИДАЕТСЯ ЕГО ВЫСТУПЛЕНИЕ В НАШЕМ ГОРОДЕ

Около 30 лет назад судьба привела Юрия Оляновского в Марий Эл, где он семь лет сотрудничал с нашей филармонией. И вот снова – Марийский край и его зрители.

О детском увлечении фокусами, о различных направлениях этого искусства и о некоторых закулисных фактах Юрий Константинович рассказал «Й».

– Итак, когда вы решили стать фокусником?

– Лет в 12 или 13 я уже точно знал, что хочу быть фокусником. А впервые познакомился с этим видом искусства в первом или втором классе, когда к нам в город приехал цирк. Там я впервые увидел фокусника, это было для меня настоящим открытием, ведь я думал, что волшебники существуют только в сказках. Он доставал из воздуха дымящуюся папиросу, потом в руках появлялась роза, которая меняла цвет, из дыма ловил каштаны. Я тогда подумал, что обязательно должен узнать, как это работает. А потом в журналах «Наука и жизнь», «Юный техник» прочитал секреты фокусов, которые раскрывали Акопян и Кио. В одном из них я увидел описание фокуса с орехами, который был очень похож на те самые каштаны. Хотя была зима, я все же нашел орехи и стал тренироваться. Благодаря этим журналам пополнял свой репертуар, показывал дома, ребятам во дворе. К 9 классу я репетировал уже по 12 – 14 часов в день и ни о какой учебе и думать не мог. А в конце учебного года к нам приехал киевский цирк. Они приехали 1 мая, а 13 мая я уже стал у них работать униформистом (это рабочий сцены). Мне сказали, что, как только я буду готов, меня просмотрят и квалифицируют. 13 месяцев я работал униформистом при цирке, а потом квалифицировался и стал артистом. Дальше я уже совершенствовался, брал какие-то классические трюки, переделывал их на себя, чтобы не было повторения материала.

– Несколько лет вы проработали в Йошкар-Оле. Как вы к нам попали?

– Да, с 1983 по 1990 годы я работал в вашей филармонии. Тут даже получил звание заслуженного артиста МАССР. А как сюда приехал? Я 14 лет ездил по стране без кола и двора, надо было уже как-то оформляться, семью создавать. Договорился с директором Курской филармонии о работе при условии, что забуду о гастролях и буду ездить только по области. Пять лет проработал там. А Курская филармония задолжала деньги вашей филармонии. Видно, коллектив из Марий Эл там отработал, а заплатить им не смогли (Курская филармония тогда на картотеке сидела). И вот приехал туда Алексей Спивак, был тогда такой замдиректора вашей филармонии, потом директором стал. И он предложил нашему директору: мол, посмотрю твои коллективы, и кто мне понравится, пусть едет точно так же к нам, отработает нужную сумму, а ты им только зарплату заплатишь. Спивак посмотрел все коллективы и выбрал меня. Я приехал. Первое выступление – в селе Покровском Горномарийского района. Здесь я впервые опробовал гипноз, хотя тогда нельзя было. Считалось, что для того, чтобы воздействовать на людей, у человека в обязательном порядке должно было быть медицинское образование. Старейшего на планете фокусника Леонида Грина даже посадили однажды за гипноз, три года дали.

– И как вы рискнули?

– Рискнул, потому что очень хотелось. Запретный плод сладок, как говорится. Потом, я хотел кое-что проверить. Когда мне было 8 лет, у соседей была собака, которая могла покусать кого угодно, даже хозяев. Мы как-то играли во дворе, и я вдруг почувствовал ее сзади, повернулся, увидел ее глаза и «держу» их. Она остановилась, гавкает, но не бежит на меня. У меня наглость появилась, я стал идти на нее, а она вдруг отошла – и в будку, даже скулила там. Я потом, когда обдумывал произошедшее, понял, что не успел тогда перепугаться, поэтому уверенность, драйв нарастали. Если бы испугался, не знаю, что бы было со мной. Я запомнил тот случай навсегда. Видимо, у людей есть какие-то особые шлюзы и возможности человека непредсказуемы. В Марий Эл я впервые вынес гипноз на сцену. До этого делал кое-что, но в кругу друзей.

– А можно получить образование фокусника? Им вообще может стать каждый?

– Однажды Эмиль Кио, когда я спросил у него в юности, как стать фокусником, ответил мне, что есть только три пути: от учителя к ученику, от отца к сыну и самостоятельные тренировки. Специальных школ или вузов нет, могли только совершенствовать в цирковом училище, но если ты уже артист с перспективными данными. Могли поставить номер, связанный с иллюзией или манипуляцией, но учить никогда не учили. Манипуляции и иллюзии может научиться каждый, а всему остальному нет. Манипуляция – это ловкость рук, нужно постоянно репетировать, шлифовать, а иллюзия – это специальный аппарат – пружинки, зеркала, двойное дно, и все это работает за тебя.

– Как в фильмах «Иллюзионист» и «Престиж»?

– В общем, да, только там жуткие фокусы. Помните, когда попугай в клетке пропадает? Это же ужасно. Клетка складывается, как капкан, и уходит в костюм иллюзиониста, а попугай при этом умирает. Я бы хотел работать с живностью, возить ее с собой, но я этого принципиально не делаю, потому что жалко.

– А какие еще есть виды фокусов?

– В искусстве фокусов 10 направлений, и никогда не было ни одного фокусника, который освоил бы их все – обычно два-три, я знал только двух человек, которые работали по четырем. Я освоил 8 из 10: манипуляция, иллюзия, психологические опыты, внушение, ментальная магия, чревовещание, трансформация и шуточные фокусы. Я не работал только с крупной аппаратурой, как делал Копперфильд. Ментальная магия – это хитрые приемы, обязательно знание психологии, например, когда вы заставляете взять человека именно ту карту, которую хотите. В принципе, это может делать каждый, не всегда будет получаться, но нужно много репетировать. Внушение – это другое: допустим, я описываю лимон на блюдце, причем описываю это так, что вы начинаете ощущать его вкус. Это не погружение в транс, как гипноз, вы не спите, но эффект происходит.

– А психологические опыты – это что?

– Например, девушка прячет денежную купюру, я выхожу из зала, чтобы не видеть, а потом узнаю, куда она ее спрятала. Знаете американский сериал «Обмани меня», в нем главный герой по жестам, взглядам определяет, когда человек врет? Здесь работает та же механика – мимика, жесты, дыхание, температура тела – все вместе взятое плюс интуиция. Без нее никак. Чистая механика может сработать процентах в тридцати – сорока. А если интуиция есть, можно надеть хоть колпак на голову, но при этом интуитивно будешь чувствовать, что надо делать.

– На корпоративах вы работаете?

– Да, там за 15 – 20 минут можно получить тысячу долларов, и больше ничего не делать, лежать, как говорится, на диване. Но там я не занимаюсь творчеством. На корпоративах никогда никакого искусства нет, только деградация. Когда я приезжаю, меня встречает молодая девушка и спрашивает: «А вы стринги привезли?» Я: «Зачем?» – «Ну, вы же будете вытаскивать их у кого-то, все же так делают». Я решил, что мне это не нужно, так не совершенствуешься.

– Для наших зрителей вы приготовили что-то особое?

– Да, у меня приготовлена отдельная интересная программа. Кое-что из нее я уже «обкатал» здесь по школам. Приходите на выступление!

Беседовала Ирина СУВОРОВА

от admin