О ЛЮДЯХ И СУДЬБАХ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Художник-педагог из Йошкар-Олы Людмила Слагаева-Яровикова рассказала о том, как научить ребенка не просто рисовать, но и видеть

Согласитесь, что первые шаги в любом новом деле, будь то спорт или искусство, всегда даются проще, когда рядом с тобой находится уже состоявшийся профессионал своего дела. В художественном ремесле опытный мастер может научить не только писать картины, но самое главное и видеть. Глаза есть у всех, но не все умеют видеть красоту окружающего мира — этому и обучают на занятиях по изобразительному искусству. Людмила Анатольевна Слагаева-Яровикова – замечательный преподаватель и художник, настоящий профессионал своего дела, который подходит к своей работе с душой.

Людмила Анатольевна мечтала стать художницей с детства. Лелея свою мечту, после 10 класса девочка отправилась поступать в Суриковский институт в Москве. Там выпускнице объяснили, что учатся здесь студенты, которые пришли в институт из художественного училища, а еще раньше закончили художественную школу. А у Людмилы за плечами 10 лет обычной средней школы и огромная любовь к рисованию. Девушка прямо из Москвы отправилась в Чебоксары, где успешно сдала 6 экзаменов и поступила в Чувашский пединститут на художественно-графический факультет.

После учебы в институте молодой специалист пошла работать в Союз художников, а через какое-то время устроилась в школу №9 г.Йошкар-Олы учителем ИЗО и черчения. В 23 года девушка вышла замуж за военного летчика, который, как и положено представителям этой профессии, слету вскружил ей голову. Людмила рассказывает, что уже через три дня после знакомства с будущим мужем она согласилась выйти за него замуж:

Нас познакомили его родственники, можно сказать сосватали. Он служил, приехал в отпуск сюда, мы встретились, и он уехал. И сразу написал мне письмо, в котором сделал предложение. Писал, что приедет в Читу в командировку, звал меня приехать туда. А я ему в ответ написала: «Вот бы все невесты ездили к женихам, когда это делается наоборот!» Он посчитал, что я согласилась, и тут же прилетел. Так и поженились. У меня даже дети сейчас спрашивают, как это так возможно. А мне нечего им ответить, кроме того, что я вот такой человек. Из огня да в полымя.

Мужа направили по службе в далекий Забайкальский военный округ. Там Людмила родила двоих детей. Всего в браке с мужем они прожили 38 лет. Сейчас у Людмилы Анатольевны четверо внуков и двое правнуков. Но любовь к рисованию пока проявилась лишь у одной внучки. Ирина Яровикова занималась изобразительным искусством у бабушки в кружке, показывала высокие результаты на всероссийском и международном уровнях. Талантливая внучка сейчас учится на архитектора.

В общей сложности Людмила Анатольевна проработала в педагогике более 40 лет. За ее плечами работа в школах, вузах, институте образования, в учреждениях дополнительного образования. Она обучала изобразительному искусству не только детей и студентов, но даже и учителей ИЗО. Между тем отличий в системе обучения ребенка и взрослого Людмила Анатольевна не видит. Но отмечает, что обучать с азов проще, чем переучивать.

Людмила Анатольевна с самого начала своей педагогической карьеры придерживалась мнения, что нужно не просто учить тому, как правильно рисовать, а именно развивать творчество. А когда работала в пединституте, она вдохновилась научными трудами советского и российского живописца, профессора Бориса Михайловича Неменского.

— Борис Михайлович первый из педагогов-художников поднял вопрос о том, чтобы развивать творческие способности учащихся. Я съездила в 1984 году в Москву, познакомилась с ним. Впоследствии Борис Михайлович и Лариса Александровна Неменские учили меня в заочной аспирантуре на кафедре художественной педагогики при Университете Российской академии образования, в 1998 году  под их руководством защитила диссертацию в родном вузе на ученую степень кандидата педагогических наук. В диссертации сделала акцент на авторскую интерпретацию региональных программ по ИЗО на основе программы своих учителей. И  внедряю эти программы уже на практике. Ко мне со всей республики приезжали учителя ИЗО, чтобы перенять опыт, — вспоминает Людмила Анатольевна.

Суть методики состоит в том, чтобы обучить всему, что относится к изобразительной деятельности, то есть, как именно изображать и какими материалами. Делается упор на то, что в мире существуют изображения, украшения и постройки. Детям это преподносится в игровой форме  трех братьев: «Мастера Изображения», «Мастера Украшения» и «Мастера Постройки». Ребенок не просто чиркает карандашом, он думает, ведь он художник-творец.

В положенное по возрасту время педагог-художник ушла на заслуженный отдых, но при этом давала частные уроки по ИЗО. Но по воле случая Людмила Анатольевна вернулась в педагогику. Произошло это 10 лет назад, после плодотворной работы в саду, в 8 вечера женщина, возвращаясь домой, шла на остановку. В какой-то момент она услышала вой собак, на нее напали два пса бойцовской породы. Пока ее грызли собаки, она успела позвонить сыну. Художница чудом выжила, ее спасли. Изорванные в клочья руки собирали по кусочкам. Встала на ноги женщина только через месяц, а вся реабилитация проходила в течение года. Василий Николаевич Ирговцый, хирург-травматолог, который помог Людмиле Анатольевне, сказал ей о том, что боли в израненном теле будут беспокоить ее до конца жизни. А чтобы легче их переносить, ей нужно обязательно идти работать. Художница бесконечно благодарна врачу за то, что он вдохновил ее на жизнь, на творчество.

— Если бы не тот случай, я не стала бы работать. Врач объяснил, что нельзя выходить на пенсию. Сейчас я прихожу на занятия, встречаюсь с детьми и моментально забываю о своих болячках. Какой там рука болит, если зазеваешься, тут тебе на шею влезут. Это же дети! Я их учу, а они меня тоже учат многому, они такие непосредственные, чистые сердцем — не умеют врать. В преподавании таких творческих предметов, как ИЗО, мы учим детей душевности. А это ведь очень важно, — рассуждает педагог.

Хочется отметить, что совсем недавно Людмила Анатольевна вернулась с Международного форума педагогов-художников, который проходил в Москве. Она принимает участие в этих форумах с 2015 года. Выступив на Международной конференции на этот раз, она вошла в число лучших специалистов. Людмила получила почетный знак «Лучший педагог-художник 2021».

Ко всему прочему, уже дважды она стала инициатором проведения в нашей республике Всероссийского изобразительного диктанта. И поэтому детские клубы «Таир» и «Искорка» стали официально инновационными площадками российского уровня.

Людмила Анатольевна постоянно развивается, недавно вот прошла профессиональную переподготовку обучения в области маркетинга и менеджмента. Она говорит о том, что надо быть во всеоружии и идти в ногу со временем. Среди коллег она слывет активисткой, так как не только она сама, но и ее ученики постоянно принимают участие в различных конкурсах и выставках.

Напомним, ранее сайт «Й» писал о том, что музей Победы пригласил проголосовать за рисунки юных художников Республики Марий Эл.

Фото из личного архива Людмилы Слагаевой-Яровиковой