О ЛЮДЯХ И СУДЬБАХ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Интересная неинтересная математика: эксклюзивное интервью с начальником Управления образования Йошкар-Олы Ларисой Ревуцкой

Совсем недавно систему образования столицы Марий Эл возглавил новый руководитель – Лариса Ревуцкая. Чтобы поближе познакомить с Ларисой Анатольевной читателей газеты «Йошкар-Ола», повода лучше, чем День учителя, пожалуй, и не найти.

Итак, знакомьтесь. Новый начальник Управления образования Йошкар-Олы Лариса Ревуцкая признается, что хотела стать учителем с самого детства, о другой профессии даже не мечтала.

Первый ученик – братишка

– Может быть, потому что моя мама работала воспитателем детского сада, – размышляет собеседница. – Мы с братом довольно часто и до, и после школы проводили время в маминой группе. А дома вместе готовились к ее занятиям с дошколятами.

Совершенно закономерно, что первым моим учеником стал младший братишка. Обучать его начала, когда сама училась еще в начальной школе. Брату нравилась сестра-учительница, он меня слушался, выполнял все задания. Сам он пошел в школу, когда я уже была старшеклассницей, поэтому и тут без моего наставничества в учебе не обходилось: всегда помогала ему с уроками, особенно хорошо помню, как писали вместе сочинения. Мне очень нравилось «преподавать», и это только укрепляло мечту стать педагогом.

Точно зная, что будет педагогом, Лариса уже в начальной школе брала от своих учителей все лучшее

Выбор будущей профессии Ларисе – выпускнице школы – пришлось делать в непростые девяностые годы. И тут, зная о планах девушки, ее учительница математики – классный руководитель – посоветовала хорошенько подумать: подать документы не в пединститут, а в университет, чтобы позже получить больше возможностей для трудоустройства. Выпускница советом воспользовалась и вскоре стала студенткой Саратовского госуниверситета, успешно сдав экзамены на механико-математический факультет, отделение «прикладная математика». Учиться Ларисе нравилось, но желание работать в школе, учить детей, от нее никуда не ушло.

Изрезала книжку сына

– Фактически я не должна была стать учителем, – продолжает Лариса Анатольевна. – Нас учили информатике, мы учились писать компьютерные программы, из нас готовили программистов… Достаточно рано, еще будучи студенткой, я вышла замуж, поэтому после университета год сидела с ребенком дома, а потом вышла на работу, когда сынишке не было еще и двух лет.

Работать пошла все-таки в школу, учителем математики. Но, окончательно определившись, я поняла, что фактически не готова учить детей. Да, в университете нас очень хорошо учили математике, информатике, но практики в школе у меня не было вообще. И тогда перед первым в жизни уроком в качестве педагога я поехала за помощью к своей классной руководительнице Брониславе Абрамовне Заливанской. Она научила меня писать конспекты и дала какие-то свои советы, поделилась методичками. Но очень важным для меня стало ее напутствие: «Самое главное, что я хочу тебе сказать, – детей нужно любить и уметь их прощать». И, наверное, все 16 лет, когда я работала только учителем математики, я придерживалась этого напутствия.

Помнила о нем и будучи управленцем. Думаю, в первую очередь именно поэтому мы до сих пор поддерживаем теплые отношения со всеми ребятами, у которых я была классным руководителем. А с моим первым выпуском и сегодня ощущаем себя просто хорошими друзьями, ведь разница в возрасте с ними совсем невелика.
Вообще я очень хорошо помню свой первый урок, очень долго к нему готовилась. Это был урок в 5 классе, тема «Натуральные числа». Честно признаться, это немного скучно. С учетом того, что тогда в классе не было ни компьютеров, ни интерактивных досок, пришлось здорово пофантазировать. В результате навырезала каких-то картинок из детских книжек сына, придумала и изобразила ленту времени. И мои старания увенчались успехом. На уроке я поняла, что дети меня слушают и слышат.

Все дети разные

С высоты своего опыта Лариса Анатольевна не стесняется отнести математику к разряду… не самых увлекательных предметов. Но тут же делает оговорку – все зависит от педагога, от его желания заинтересовать учеников.

– Вообще есть предметы, которые нравятся детям с первых уроков, например, история. Другой вопрос, как ты потом этот интерес поддержишь. А есть предметы, ну, например, моя математика. Можно прийти, оттарабанить теорему и заставить детей ее просто вызубрить. А можно искать нестандартные подходы. Лично про себя могу сказать, что всегда изучала опыт учителей-новаторов, брала и использовала их изюминки в своей работе. Ведь сначала все держится на интересе, а только потом к школьнику приходит желание изучать предмет глубже.

При этом надо помнить, что невозможно всех научить изучать каждый предмет на углубленном уровне. Есть дети, у которых никогда не будет по математике «отлично». Поэтому, будучи преподавателем, я не стеснялась предлагать детям несколько вариантов заданий, разделяя их по уровню сложности. Применяла так называемый дифференцированный подход. У учеников всегда была возможность выбора. Мой главный принцип в работе учителя был таким: каждый ребенок должен чувствовать себя успешным!

Приглашение мэра

Спустя 16 лет Ларисе Анатольевне предложили стать директором средней общеобразовательной школы, в которой она работала. Уже через год она вывела школу на новый уровень – лицея. Для этого учебному заведению пришлось пройти серьезнейшую проверку, которая тогда требовалась для смены статуса.

После работы директором лицея в течение трех лет возглавляла отдел образования одного из районов Саратова. А когда одно из самых престижных учебных учреждений Саратова – лицей математики и информатики – остался без руководителя, Лариса Ревуцкая приняла предложение его возглавить. Отработала там чуть более трех лет и стала председателем Комитета по образованию города. Здесь она начала транслировать свое твердое убеждение, что детский сад, школа, организации высшего образования не могут существовать отдельно. Должно быть создано единое образовательное пространство. С ним приехала и в наш город.

– В Йошкар-Оле я оказалась по приглашению мэра города. Меня подкупило неравнодушное отношение самого Евгения Васильевича к нашей сфере, его заинтересованность в ее развитии. Принять предложение решила еще и потому, что наш Комитет по образованию очень активно сотрудничал с Москвой в проекте взаимообучения городов. Еще в допандемийное время мне удалось побывать во многих уголках страны, приглашала к себе на стажировку директоров и управленцев из других регионов.

Именно такое взаимодействие помогает определить ориентиры: а куда же вообще должно двигаться российское образование. И вот сейчас в марийской столице у меня есть великолепная возможность применить накопленные знания и быть полезной этому замечательному городу.

Я приехала именно для того, чтобы работать и развивать сферу образования в Йошкар-Оле. У меня здесь нет никого. Родные остались в Саратове. Мама, правда, переживает до сих пор, но поддерживает, потому что знает, насколько важна для меня самореализация и деятельность во имя развития. А вообще решающими были, наверное, слова сына: «Мам, я же вижу, что просто быть директором школы тебе уже скучновато, ты этот этап переросла. Ты еще в том возрасте, когда можешь быть сама полезна и что-то для себя еще как профессионал почерпнуть. Этот опыт тебе нужен для развития».

Я благодарна Евгению Васильевичу, что он лично представил меня всем руководителям образовательных организаций города. А потом я просто начала приезжать в школы, детские сады и знакомиться с людьми, смотреть, разговаривать. Ведь только это поможет мне сформировать полную картину. Встречи с руководителями проходят на местах – в детских садах и школах. Осматриваем заведения, говорим о проблемах. И могу сказать, что они общие для всей страны. Уважение вызывают те руководители, которые не просто рассказывают о существующих проблемных вопросах, но вместе со мной намечают пути их решения и выражают готовность работать в большой городской управленческой команде.

Лариса Анатольевна проводит мастер-класс для директоров школ города Саратова

Молодым нужна практика

Новый руководитель педагогической сферы уверена, что образование города на достойном уровне. При этом сразу наметила, над чем нужно работать в первую очередь.

– Одна из первостепенных задач, требующих решения, нехватка кадров. И у меня есть планы в этой части. Например, хотела бы поговорить о сотрудничестве с ректором университета. Почему педагоги не приходят в школу? Одна из причин – они не совсем представляют свою работу и трудности, с которыми столкнутся воочию. И один из возможных вариантов исправить ситуацию – увеличение количества практических часов.

Такой опыт есть в регионах России – опыт опорных или базовых школ, в которых студенты проходят длительную практику, начинаться она должна как можно раньше. Конечно, тут важен и институт наставничества.

Молодого педагога нужно сопровождать, ему нужно помогать. Я сама пришла в школу, наверное, в самые тяжелые годы, когда и зарплаты не выплачивали месяцами. Но меня удержали в школе замечательные наставники, к которым ходила на уроки, которые элементарно подсказывали, поддерживали.

Ведь есть и психологические моменты. Хорошо, если тебе от природы дана харизма. И, действительно, есть учителя, которые заходят в класс и не прилагают почти никаких усилий для того, чтобы класс обратил на них внимание, затих, начал слушать. А есть педагоги, которым это дается гораздо сложнее. И этот психологический момент преодолеть тоже тяжело. Тут, на мой взгляд, важна помощь и школьных психологов. Они должны работать не только с детьми, но и с молодыми педагогами. Так что планов много. Будем их реализовывать.

Напомним, сайт газеты «Йошкар-Ола» рассказывал об учителе биологии и химии Галине Ефимовой, которая более 50 лет работает в школе столицы Марий Эл.

Фото из личного архива Ларисы Ревуцкой