Йошкар-Ола получила маршрутную сеть общественного транспорта, созданную в ходе серьезных научно-исследовательских работ. На прошлой неделе в городской администрации состоялась презентация, на которой генеральный директор Агентства дорожной информации «РАДАР» Юрий Попов рассказал об основных принципах разработки сети.

Йошкар-Ола получила маршрутную сеть общественного транспорта, созданную в ходе серьезных научно-исследовательских работ. На прошлой неделе в городской администрации состоялась презентация, на которой генеральный директор Агентства дорожной информации «РАДАР» Юрий Попов рассказал об основных принципах разработки сети.

 

Агентству предстояло провести полноценное обследование действующей маршрутной сети, обобщить данные, полученные после изучения пассажиропотока и интенсивности движения транспорта, а также соцопроса жителей и гостей столицы Марий Эл, а после их анализа построить оптимальную маршрутную сеть в городе с расчетом интервалов движения и необходимого количества подвижного состава на регулярных маршрутах. Чтобы справиться со столь масштабными задачами, Агентство привлекло еще три организации.

Социологический опрос был поручен Марийскому научно-исследовательскому институту языка, литературы и истории им. Васильева. Было опрошено более 1000 респондентов различных возрастов и социальных групп. В ходе опроса была собрана информация о среднем количестве поездок на общественном транспорте, о соотношении использования видов общественного транспорта, о соотношении целей поездок и о среднем времени совершения поездок.

Агентство дорожной информации «РАДАР» занималось поостановочным обследованием пассажирских потоков. В исследование попали 250 остановок не только в Йошкар-Оле, но и в поселках Руэм, Медведево, Знаменском. Специально обученные учетчики подсчитывали количество входящих и выходящих пассажиров на остановках, проверяли степень наполненности общественного транспорта. Также было проведено обследование интенсивности транспортных потоков с применением видеокамер и радиолокационных датчиков.

Вторая фирма – ООО «Прокарт» – проводила обследование пассажиропотоков с использованием системы электронной оплаты проезда. Кондукторам МП «ТТ» были выданы специальные терминалы, чтобы вести учет различных категорий пассажиров – тех, кто ездит по проездному либо платит за проезд наличными, и льготников. Кроме того, проверялась неравномерность транспортных потоков в течение дня и в течение недели.

ООО «Транснавигация» занималось обследованием пассажиропотоков с использованием немецких датчиков, которые установили в нескольких троллейбусах. В результате была получена информация о распределении пассажиропотоков по остановкам, наиболее нагруженных остановках, а также рассчитана средняя дальность поездки пассажиров.

Итак, все сведения собраны, основные параметры функционирования транспортной системы города получены, их качество и достоверность оценены независимым экспертом – доцентом «Волгатеха» Сергеем Ежовым. Теперь слово за администрацией города, которая получила предложения по оптимизации маршрутной сети и возможность применить науку на практике. На сегодняшний день часть предложений «РАДАРа» уже внедрена, например скорректировано несколько троллейбусных маршрутов и даже автобусный маршрут № 34.

 

Йошкаролинцы – домоседы

 

Жители г. Йошкар-Олы в рабочие дни ездят в основном по маршруту «дом-работа-дом» и «дом-учеба-дом», лишь в выходные дни совершают другие поездки – в гости, магазин, на рынок, да и то нечасто.

 

Такой вывод был сделан после социологического опроса, проведенного специалистами МарНИЯЛИ. Опрос проводился утром с 7 до 9 часов и во второй половине дня с 15 до 17 часов в Йошкар-Оле и в поселках Медведево, Руэм и Знаменском, поскольку они объединены единой транспортной системой. Людей опрашивали на улицах, на маршруте, в общественных местах, по месту работы для того, чтобы в число респондентов попали не только работающие, но и домохозяйки, пенсионеры, безработные.

Оказалось, что среднее количество поездок, которое совершает один человек, составляет 1,84, в выходные – 0,53. До остановки люди идут пешком в среднем 5 минут, обратно не так торопятся – почти 6 минут, ждут свой транспорт на остановке в среднем около 4 минут. Менее 5 % горожан ездят с пересадками.

Что касается жителей поселков Руэм и Знаменского, то ежедневно выезжают в рабочие дни в основном работающие люди и студенты. Школьников и пенсионеров в это время в маршрутках практически не бывает, так как в поселках есть все необходимое для этих категорий населения.

Таблица к этой новости

Транспортная подвижность отдельных групп населения

 

Группы

населения

Среднее

количество

поездок

в будний день

Среднее

количество

поездок

в выходной день

Среднее время

поездки,

минут

Работающие

1,934

0,520

25,45

 Неработающие

1,816

0,628

28,36

Пенсионеры

1,705

0,449

24,51

Студенты

2,162

0,486

31,22

Школьники

1,595

0,279

18,83

 

1619 зн.

Кто активный пассажир?

 

Если в выходные дни пассажиров в йошкар-олинском общественном транспорте становится меньше, чем в будние дни, примерно на 40 %, то льготники активны в любой день. Их количество от общего пассажиропотока в будние дни составляет 66 %, в выходные 64 %.

 

Пик поездок у региональных и федеральных льготников приходится на период от 8 до 11 часов, в это период их количество приближается к 7 тыс. пассажиров в час. Пенсионеры и те, кто оплачивает проезд наличными, наиболее активны в районе 15 часов, студенты и школьники – в 11 часов. Интересно, куда в это время ездят дети? Если школьники, обучающиеся во вторую смену, могут посещать какие-то кружки, то студенты, направляющиеся в этот час на занятия, – явно не проснувшиеся к первой паре. Все эти категории практически перестают пользоваться общественным транспортом ближе к 20 часам.

Какие категории пассажиров чаще всего ездят на общественном транспорте? Как и предполагалось, это федеральные и региональные льготники. Самый востребованный маршрут у них – 2-й, 8-й и 11-й. Вдвое меньше совершают поездки люди, в том числе пенсионеры, не имеющие льгот. Популярные маршруты – те же и еще 6-й. Студенты и учащиеся, пользующиеся проездными, относительно равномерно заполняют все маршруты. Исключение составляют 3-й маршрут, где учащейся молодежи втрое меньше, да 9-й – там их вообще с гулькин нос. И еще одна категория – заслуженные работники РМЭ, дети-сироты, приемные родители, сопровождающие инвалидов. Самые популярные маршруты – 1-й, 2-й, 10-й, 11-й, 8-й, менее популярные – 5-й, 6-й и не очень востребован 3-й маршрут. 9-й маршрут и здесь в аутсайдерах.

 

Самые-самые…

 

Наиболее нагруженными остановками по результатам проведенного обследования являются: «Рябинина», «Дом Быта», «Аптека № 1», «ДК им. Ленина», «Гомзово», «Госархив».

 

Среднее количество пассажиров, которое перевозит МП «Троллейбусный транспорт», составляет в будние дни 102 тысячи человек, в выходные дни – 62 тысячи.

 

Самым наполняемым оказался 2-й маршрут – в среднем 13638 пассажиров за сутки. И это неудивительно, ведь его протяженность тоже самая большая – 23,4 км. Следом идут 8-й, 11-й и 6-й маршруты. Ну а 9-й маршрут стал аутсайдером – 392 человека за сутки. Даже после простого подсчета видно, насколько он нерентабельный.

 

Валентина НАЗАРОВА

от admin