ДАЖЕ НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ЗА 7 ЛЕТ РАБОТЫ В ЙОШКАР-ОЛИНСКОЙ ОПЕРЕ БАСКОВ ВЫСТУПАЛ ЗДЕСЬ ВСЕГО 4 РАЗА, КОНТРАКТ С НИМ МОГ БЫ БЫТЬ ПРОДЛЕН. ОТ ПЕВЦА ТРЕБОВАЛОСЬ СОВСЕМ НЕМНОГОЕ…

Новость об увольнении Баскова из Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева буквально взорвала интернет-пространство. При этом, как водится, доблестные СМИ все малость раздули.

«Уволен со скандалом», «злостный прогульщик» – такими эпитетами пестрели на прошлой неделе новости в Интернете о непродлении нашим театром контракта с Николаем Басковым.


ДАЖЕ НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ЗА 7 ЛЕТ РАБОТЫ В ЙОШКАР-ОЛИНСКОЙ ОПЕРЕ БАСКОВ ВЫСТУПАЛ ЗДЕСЬ ВСЕГО 4 РАЗА, КОНТРАКТ С НИМ МОГ БЫ БЫТЬ ПРОДЛЕН. ОТ ПЕВЦА ТРЕБОВАЛОСЬ СОВСЕМ НЕМНОГОЕ…

Новость об увольнении Баскова из Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева буквально взорвала интернет-пространство. При этом, как водится, доблестные СМИ все малость раздули.

«Уволен со скандалом», «злостный прогульщик» – такими эпитетами пестрели на прошлой неделе новости в Интернете о непродлении нашим театром контракта с Николаем Басковым. Во-первых, скандала не было, все осуществилось тихо-мирно и в рамках закона, а если и возникли какие-то этические моменты, то не со стороны работодателя. А во-вторых, злостным прогульщиком Баскова не назовешь по той причине, что в контракте, подписанном 15 сентября 2005 года (в день 29-летия певца), изначально оговаривалось свободное посещение рабочего места.

Конечно, пункт о свободном посещении несет в себе определенные юридические нюансы, поскольку Трудовой кодекс требует от работодателя учета фактически отработанного времени. Но с такой звездной величиной, как Басков, думается, отрегулировать данный вопрос не составляло труда.

Собственно, и не нужно было, чтобы звезда приезжала слишком часто. «Оптимальный вариант – если бы Николай выступал в Йошкар-Оле раз в сезон», – прокомментировал расторжение контракта с певцом художественный руководитель театра Константин Иванов.

«В культурной жизни города это топовое событие, которое не должно происходить слишком часто, – пояснил К. Иванов. – Кроме того, принимать такую звезду нам непросто: если самолетом, то нужен бизнес-класс, если поездом, то СВ. Плюс лимузин, плюс с Басковым всегда прибывает 8 – 10 человек сопровождения – его охранники, костюмер, гример…»

Конечно, дивиденды от выступления Баскова с лихвой окупали все напряги по организации его приема. И театр им. Э. Сапаева положил глаз на певца еще тогда, когда Басков имел контракт с нижегородской оперой. Думали просто пригласить спеть – все-таки Нижний Новгород от Йошкар-Олы недалеко, есть контакты в культурной сфере. Но получилось больше: с Нижегородской оперой у Баскова не сложилось, и с певцом сенсационно подписал трудовое соглашение театр им. Э. Сапаева – ровно 7 лет назад.

Причина, по которой Басков устраивался в Нижний Новгород, а затем к нам, весьма обыденна: надо где-то держать трудовую книжку, у эстрадных звезд она тоже имеется. Для периферийного же театра, как наш, заполучить такого брендового артиста – большая удача. Первый раз Басков появился в Йошкар-Оле в феврале 2006-го на фестивале «Зимние вечера», спел Ленского в «Евгении Онегине». И наши зрители воочию убедились, что перед ними не просто имя, а по-настоящему большой талант.

В йошкар-олинской опере Николая Баскова трудоустроили ведущим солистом-вокалистом по самому высокому разряду тарифной сетки. Сколько за это время у певца набежало зарплаты, есть ли смысл считать? В Интернете называют суммы от 60 до 100 тысяч рублей, но в любом случае для Баскова это копейки, а для театра им. Э. Сапаева, повторюсь, дело не в том, что звездный певец занимал здесь ставку, причем высшую.

Еще один огромный плюс для театра был в том, что Басков благодаря своим творческим связям привозил в Йошкар-Олу таких же, не менее (а то и более) ярких знаменитостей. В октябре 2006 года он дал у нас совместный концерт с Монтсеррат Кабалье, совершавшей по России свой прощальный тур. В феврале 2009 года на «Зимних вечерах» вместе с Николаем пела прима Большого театра Лариса Рудакова, а в марте 2011-го – московские оперные солистки Агриппина Росси и Мария Максакова в сопровождении симфонического оркестра Москвы «Русская филармония». И каждый раз – триумф высокого искусства, каждый раз – откровение для публики.

Правда, после 2006 года воплощать в столице Марий Эл топовое событие раз в сезон, как было задумано, больше не получалось. Загруженный творческими проектами, Басков ни разу не приехал в Йошкар-Олу ни в 2007-м, ни в 2008-м…

Хотя в феврале 2008-го ожидалось его участие в гала-концерте «Зимних вечеров». Но чуть ли не накануне концерта Басков позвонил Константину Иванову и сказал, что простудился и не приедет, так как полноценно спеть не сможет. Дабы избежать возможного скандала (билеты ведь на Баскова уже все были распроданы!), руководство театра им. Э. Сапаева немедленно обнародовало в СМИ информацию о болезни певца и даже организовало при свидетелях-журналистах повторный телефонный разговор с Басковым, где простуженный «Золотой голос России» извинялся за то, что так вышло. Что ж, пусть эта официальная версия таковой и останется. А гала-концерт, кстати, очень даже удался и без Баскова.

Таким образом, за 7 лет работы в театре им. Э. Сапаева звездный артист выступил в Йошкар-Оле 4 раза. Впрочем, что-то изменить и тем более диктовать условия театр не мог. Между тем наступил срок истечения контракта – 10 августа 2012 года. Что было делать театру?

«Я звонил Николаю, чтобы прояснить ситуацию, – рассказывает Константин Иванов. – На связь он не выходил. Звонил его директору – то же самое. Тогда юридическая служба театра связалась с юристами Баскова, и они сказали: «Готовьте документы о прекращении контракта, высылайте, мы с Николаем подпишем». Разумеется, после такого ответа мы все подготовили и отослали. Я до последнего момента надеялся, что Николай выйдет на связь, но он так и не не вышел. О том, что наши трудовые отношения завершены, он, кажется, узнал из телесюжета. А наше письмо получил его отец, так как отправлено оно было по месту прописки Баскова – у родителей».

А если бы Басков перед истечением контракта вышел-таки на связь с театром? «Безусловно, контракт продлили бы, – сказал К. Иванов. – Хотя я при этом настаивал бы, чтобы Николай все же выходил у нас на сцену хоть с какой-то разумной периодичностью. К слову, уже потом, когда юридически все было оформлено, он вышел на связь. 2 октября мы разговаривали с ним по телефону два раза. Говорили вполне дружески, ведь мы знакомы еще со времен моей работы в Большом театре. Николай обещал приехать и спеть на открытии нового здания нашего театра».

Что касается Баскова (который, судя по новостям, уже нашел, куда «закинуть» трудовую книжку), то интернет-издания приводят такие его слова: «Действительно, я числился в этом театре и должен был участвовать в его постановках. Даже получал зарплату – около 6000 рублей в месяц. Но из-за своей загруженности я физически не успевал там появляться… Да, вот такой я необязательный артист, – вздыхает Николай Басков. – Но со своей стороны хочу пообещать, что, когда в Республике Марий Эл откроется новый театр, обязательно приеду и с удовольствием выступлю на его открытии!»

Как видим, и без контракта есть гипотетический шанс снова увидеть Баскова (как и любую другую звезду) в Йошкар-Оле. Если не на открытии нового здания театра оперы и балета (у «необязательного артиста» ведь в это время могут быть более значимые для него проекты), то как-нибудь потом.

Но это «как-нибудь потом» имело место и во время контракта, ставшего, по сути, пустой формальностью. Поэтому нельзя говорить, что от «развода» с Басковым театр им. Э. Сапаева что-то выиграл или потерял. Он всего лишь де-юре зафиксировал фактически сложившуюся ситуацию. А театральная жизнь в Йошкар-Оле продолжается.

Виктор ВИТАЛЬЕВ

от admin