Кальман, но без графьев

В театре оперы и балета им. Э. Сапаева завершился 18-й фестиваль «Зимние вечера». Последний премьрный спектакль состоялся 12 декабря — это оперетта И. Кальмана «Баядера». У этой оперетты существует два варианта пьесы. Во многих российских театрах используется классический вариант


В ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. Э. САПАЕВА ЗАВЕРШИЛСЯ 18-Й ФЕСТИВАЛЬ «ЗИМНИЕ ВЕЧЕРА»

Последний премьрный спектакль состоялся 12 декабря — это оперетта И. Кальмана «Баядера».

У этой оперетты существует два варианта пьесы. Во многих российских театрах используется классический вариант, в котором индийский принц Раджами влюбляется в актрису парижского театра Одетту Даримонд. По сюжету Раджами не может жениться на иностранке, иначе он лишится всего, имя его будет покрыто позором, а родина для него окажется потерянной. Именно этот факт и мешает двум влюбленным соединиться.

Главный режиссер театра Сергей Шепелев предлагает другой вариант развития событий и совершенно другую интригу. Он хочет показать настоящие живые человеческие взаимоотношения — без великосветских интриг, без графьев и князьев, без сословных ограничений между влюбленными, которые есть, например, в других знаменитых опереттах Кальмана: «Марице», «Сильве», «Мистере Иксе». Здесь индийский принц Раджами просто оказывается не тем человеком, за кого себя выдает. В этом варианте пьесы всю интригу создает мадам Арман, директор театра, в котором работает главная героиня, а правду о любимом Одетта узнает от директора конкурирующего театра.

«Мне этот сюжет показался очень современным, — говорит Сергей Иванович. — Когда идет конкуренция даже в театральном мире, когда нужно держать театр на плаву, искать финансы, вся эта реклама, шумиха и то, как это ломает жизнь актеров, когда из них выжимают все соки, а потом выбрасывают, как использованную ненужную вещь… Это жестокая правда, которая и сейчас существует в профессии, в театре и вокруг него. И здесь герои, которые действительно любят друг друга, преодолевают все испытания и остаются вместе».

Зрителей во время спектакля поразила масса сценографических сюрпризов: открытая перемена, когда с декорациями произойдут метаморфозы, и они превратятся в красивый индийский храм. На глазах у зрителей будут вырастали колонны, распускались лотосы, подсвеченные светодиодными огнями.

«Хочется, чтобы это была нереальная фантазия, некое волшебство, — говорит Сергей Шепелев, являющийся не только режиссером, но и сценографом спектакля. — Чтобы все это было ненастоящее, искусственное, как и вся эта интрига, весь этот созданный мадам Арман миф. Чтобы реален был только настоящий человек с его чувствами, который искренне верит и любит. И все же спектакль не останется без романтики: ночные огни, звездное небо и соединение влюбленных на фоне сверкающей Эйфелевой башни».

Ярким дополнением спектакля стал балетный дивертисмент, созданный Аллой Александровой, и здесь зрителей ждали приятные сюрпризы.

Костюмы к спектаклю создала Татьяна Изычева: стилизованные в индийском стиле, европейские платья, с одной стороны, близкие к эпохе создания оперетты (20-е годы XX века), но с другой — все же условные, чтобы эта конкретная эпоха не читалась, и спектакль оставался актуальным и современным.

В постановке оперетты занята практически вся труппа театра, а все герои представлены в двух полноценных составах. Второй состав представит «Баядеру» уже в январе.

Ирина СУВОРОВА