Когда работа приносит радость

Учитель, пользующийся авторитетом, и депутат, умеющий выслушать — так характеризуют своего депутата жители Новозаречного избирательного округа С.И. Нагорного. Сергей Иванович Нагорный — директор лицея № 28, является депутатом Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» V созыва. Преподаватель по призванию, отдавший любимой работе более 40 лет, Сергей Иванович Нагорный все так же, как и во времена начала карьеры учителя, со страстью «щелкает» сложные задачи по физике. 


УЧИТЕЛЬ, ПОЛЬЗУЮЩИЙСЯ АВТОРИТЕТОМ, И ДЕПУТАТ, УМЕЮЩИЙ ВЫСЛУШАТЬ — ТАК ХАРАКТЕРИЗУЮТ СВОЕГО ДЕПУТАТА ЖИТЕЛИ НОВОЗАРЕЧНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОКРУГА С.И. НАГОРНОГО

Сергей Иванович Нагорный директор лицея № 28, является депутатом Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» V созыва.

Преподаватель по призванию, отдавший любимой работе более 40 лет, Сергей Иванович Нагорный все так же, как и во времена начала карьеры учителя, со страстью «щелкает» сложные задачи по физике. Сейчас же в силу своих должности и статуса ему приходится решать и насущные вопросы округа. К нему обращаются за советом и идут с просьбой. И он, как человек старой закалки, старается решить волнующий вопрос. Как говорит он сам, не бывает и дня, чтобы он не принял пять-шесть человек. Добродушие и удивительное умение выслушать собеседника — характерные его черты. И, приходя к нему с жалобой на какую-либо проблему, люди уходят с душевным равновесием.

— Сергей Иванович, существует выражение, что воспитателем или учителем надо родиться. Вы согласны с этим высказыванием?

— Соглашусь. Пожалуй, в любой области можно добиться успеха, если ты находишься в гармонии со своим выбором. В образовании это особенно тонко чувствуется, ведь тебе приходится работать с людьми, преподавать детям. Здесь работа будет приносить радость в том случае, если умеешь сочувствовать, умеешь заинтересовывать детей. Школьники на интуитивном уровне понимают характер учителя. Поэтому быть учителем не каждому по плечу, кроме знаний, важны личностные качества.

— А что для вас стало решающим при выборе профессии?

— Здесь и влияние родителей, в частности отца, и свои увлечения и способности в области физики. Мама окончила факультет лесного хозяйства лесотехнического института имени Горького, сейчас ПГТУ. Отец прошел войну и уже после нее окончил Ленинградский институт физической культуры. Он, кстати, долгое время работал в Марийском пединституте на кафедре физвоспитания, возглавлял ее. Был председателем спортклуба института. Поэтому сфера образования мне была с детства знакома. Правда, когда встал вопрос, куда пойти после школы (а окончил я школу № 12), я был на распутье. Меня привлекали два факультета — строительный и физико-математический. Я выбрал физику, о чем не жалею. Я люблю эту науку.

— С чего началась ваша карьера учителя? Были ли в жизни наставники, которые вас воодушевили?

— На четвертом курсе вуза мы проходили практику в школе № 9 — учительница математики посетила мои уроки и сказала: «Из тебя выйдет толк». Другой педагог тоже отметил: «Ты должен быть учителем». Эти люди меня окрылили. Будучи студентом, с 1 сентября 1971 года пошел на практику в школу № 10 и работал там полгода. После вуза меня распределили в сельскую школу. Год я учительствовал в школе села Шойбулак. Так и прикипел к этой профессии. Потом ушел в армию. Служил за полярным кругом, на побережье моря Лаптевых, в поселке Тикси. После армии мне передлагали остаться в МВД, но любовь к профессии учителя не позволила. Потом в Йошкар-Оле пришел в школу № 4, где вел физику и астрономию в десятом классе. Там я проработал с 1974 года в течение 8 лет. Затем перешел в Политехнический институт, ныне ПГТУ, где работала супруга. Но школа тянула обратно, и я вел параллельно уроки еще и в школе.

— Когда вы пришли работать в школу № 28?

— Она строилась у меня на глазах. И перешел я туда благодаря случайной встрече с коллегой. Быть может, я пришел бы туда через некоторое время, но тогда моя жизнь могла бы сложиться иначе. Так вот, однажды, идя по улице, встретил учителя Людмилу Васильевну Федяеву, с которой мы работали в четвертой школе. Как оказалось, она была назначена директором в школу № 28. Сначала она пригласила меня работать учителем физики, а через несколько дней — на должность завуча. И я принял предложение. А в 1991 году стал директором.

Наверняка имея за плечами значительный педагогический стаж, ваша копилка полна наград?

— Сначала получил звание «Отличник просвещения РФ», потом стал заслуженным работником образования РМЭ, а в 2010 году мне присвоили звание «Заслуженный учитель РФ». Также имею значок «Изобретатель СССР». Мы изобретали различные детали и приборы в области робототехники получали, за них авторские свидетельства. После того как набираешь определенное количество свидетельств, то получаешь почетный знак, чем меня и наградили.

Кроме того, четыре раза становился дипломантом гранта Сороса. Напомню, что это американский миллионер, который провел кампанию для материальной поддержки учителей. Фонд Сороса проводил опрос среди студентов об их преподавателях. Набравшие большее число голосов получали грант. Этот фонд также высылал нам в школу учебники по физике.

— А сейчас вы преподаете?

— Уже не преподаю. Времени для этого совсем не остается, хотя скучаю по учительской работе страшно. Но во время олимпиад делаю разбор для желающих, объясняю, как решать задачи. Каждый год я беру себе хотя бы 10 — 15 учебных часов, чтобы отвести душу. Когда более 40 лет преподаешь, то уже не можешь жить без школы.

— Сергей Иванович, расскажите, как началась ваша карьера в должности депутата?

— В свое время я помогал депутату Государственого Собрания Республики Марий Эл Юрию Геннадьевичу Буянову, который, кстати, и сегодня имеет мандат в законодательном органе власти республики. С Юрием Геннадьевичем у нас сложились добрые отношения. Я обращался к нему, и он оказывал большую помощь в организации, финансировании различных школьных мероприятий. В какой-то момент он попросил помочь в работе и организации встреч с населением, разъяснительной работе. Так, еще не будучи депутатом, я принимал непосредственное участие в работе с избирателями. После этого Юрий Геннадьевич посоветовал мне самому попробовать стать депутатом. Учитывая, что район мне хорошо знаком и многие из жильцов — мои выпускники, я посчитал, что смогу. И я им стал, хоть и не с первой попытки.

— Как отнеслась к вашему решению семья?

— И супруга, и дочери поддержали. Сначала, когда я только являлся помощником депутата, не говорил о перспективе баллотироваться самому. Но супруга стала догадываться об этом и одобрила мое решение.

Большая часть нынешнего созыва позади. Что, по-вашему, волнует население вашего избирательного округа? Какие проблемы самые актуальные?

— Будучи и директором, и депутатом, я очень много встречаюсь с людьми. Практически не бывает дня, когда никто бы не пришел. Жители округи приходят с самыми разными вопросами. Кто-то приходит как к директору за советом по воспитанию ребенка, кто-то с жалобами, кто-то делится проблемами. Я дважды в месяц, вторую и четвертую среду, веду прием здесь, в школе. Принимаю также в Региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева раз в два месяца. Если надо людям помочь, то стараюсь в силу своих возможностей.

А вопросы задаются чаще всего бытовые: необходимость построить дорогу, провести водопровод, привезти песочек на детскую площадку и даже лампочки в подъезде поменять. Очень много вопросов по установке дорожных знаков и всего, что касается безопасности дорожного движения.

— Что самое сложное, на ваш взгляд, в работе депутата?

— Приходится общаться с разными людьми. Неприятно в эмоциональном плане, когда посетители приходят, настроенные заранее против тебя. Люди старшего поколения очень критично относятся к сегодняшним реалиям и часто не верят в благость воплощаемых в жизнь идей. Или был случай, что в одном дворе, где установили новый детский городок, школьников из других домов не очень желали там видеть. Подобные вещи, конечно, огорчают.

Какие проблемы вам удалось решить?

— Во время действия программы «Наш двор» я обошел весь свой округ и дал заявку на ремонт дворов. Они были отремонтированы. Это был значимый шаг, и люди, встречаясь со мной, благодарили. В августе на одном участке округа возникла необходимость установки дорожного знака и зебры. В ГИБДД на эту просьбу живо откликнулись. Жильцы предложили поставить еще шлагбаум около школы для безопасности детей. Кто-то этим недоволен, но зато мы уверены, что на территории школы дети в безопасности.

Конечно, хотелось бы решить вопросы с устройством дворовых площадок для детей. Во дворах теперь не только дети гуляют, там паркуются машины. Чтобы избежать детского травматизма, нужно огородить детские площадки, оборудовать их современными безопасными городками. Конечно, еще нужны парковочные места. Хотелось бы решить этот насущный вопрос, чтобы и мамы, и автомобилисты были довольны.

— Думаю, не ошибусь, если предположу, что руководство школой и решение проблем округа требует значительной концентрации сил.

Конечно. Умственная деятельность должна сменяться физической. Это мы и практикуем в нашей семье. Любимый Кокшайск всегда манит возможностью отдохнуть душой, сходить в лес, посидеть на берегу реки. Поэтому отпуск мы проводим вместе с супругой на Кокшаге. И пусть, как говорит племянник, я уже «рыбак-теоретик», но все же отдых такой дает набраться сил.

— Сергей Иванович, каким бы вы хотели в идеале видеть свой округ?

— Красивым. Сейчас ведется строительство нового качества и другого архитектурного решения. Например, в новом доме в нашем округе уже подземные гаражи. Дома не только современны, но и эстетически приятны. В городе прекрасная Набережная. Меня радует, что строятся спортивные объекты, сам в молодости занимался спортом. Для своего же округа я хотел бы преображения. Надеюсь, что здесь появится школа. Сейчас нагрузка на учителей большая, потому что учащихся много. Хотелось бы, чтобы в округе появился новый детский сад, а наши соседи — гимназия «Синяя птица» — обрели спортивный зал.

— Планируете ли и впредь выдвигать свою кандидатуру на выборах в депутаты городского Собрания?

— Не планирую. Возраст все-таки. Но я всегда готов прийти на помощь депутату. Достойных людей на эту стезю немало и в нашем трудовом коллективе, и среди моих предшественников. Если они проявят инициативу, я буду только приветствовать это.

Беседовала Надежда КРАСНОВА