Когда у страха глаза велики

-Мой ребенок, ему шесть лет, боится кататься с горки, плавать. Что делать? Психолог Центра социально-психологической помощи населению г. Йошкар-Олы Светлана Генриховна ЛЕВЕНШТЕЙН: — Вспомните себя в детстве: вы были бесстрашной? Если да, то это не значит, что ваш ребенок должен быть таким же супергероем. Вам может быть немного стыдно, что ребенок нерешительный, но стоит оставить родительское самолюбие в стороне. 


ЗНАЧИТ, РЕБЕНОК НЕ ГОТОВ К НЕМУ

-Мой ребенок, ему шесть лет, боится кататься с горки, плавать. Что делать?

Психолог Центра социально-психологической помощи населению г. Йошкар-Олы Светлана Генриховна ЛЕВЕНШТЕЙН:

— Вспомните себя в детстве: вы были бесстрашной? Если да, то это не значит, что ваш ребенок должен быть таким же супергероем. Вам может быть немного стыдно, что ребенок нерешительный, но стоит оставить родительское самолюбие в стороне. Если ребенок боится опасности, значит, он не готов противостоять ей. Возможно, завтра он бесстрашно войдет в воду или лихо скатится с горки, для этого ему надо физически окрепнуть и стать увереннее в себе.

Часто сами родители провоцируют страхи у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребенку: «Не делай так, упадешь, порежешься, обожжешься, заболеешь». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберет Баба-яга, чужой дядя?

Страх может возникать и при недостатке информации. А пробел заполняется страшилками. Таково свойство психики — думать сначала о плохом. Взрослые тоже часто выстраивают негативный сценарий при любой ситуации (опаздывает близкий — значит, что-то случилось).

Ребенок может и манипулировать взрослыми, например, потому, что ему хочется больше внимания от родителей. Если это так, надо объяснить ему, что есть время для него, а есть для других дел. Но при этом все же уделять ему достаточно внимания. Хотя, конечно, ни один родитель никогда не сможет удовлетворить все потребности ребенка — ему все равно нужно научиться самостоятельности.

В наше время ценятся успешные, активные люди, и родители хотят видеть такими своих детей, но не стоит давить на ребенка, если он не так подвижен и не так смел, как другие. Наоборот, поддержите его и защищайте, когда это необходимо, поощряйте его успехи, подчеркивайте достоинства. Он не такой смелый, но, может быть, он хорошо рисует, наблюдательный, внимательный, умеет слушать, рассуждать. Не обязательно бороться за достижения, можно просто получать удовольствие от того, что делаешь.