Когда второе жилье пустует

— У сына домик в деревне используется как садовый — то есть живут они там только летом. Однако квитанции об оплате коммунальных услуг приходят ежемесячно. Почему так происходит? Можно ли сделать перерасчет? На этот вопрос, заданный читательницей «Й», отвечает юрист директор ООО «Бизнес тайм» Инна ВОВЕНКО


МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО ПЕРЕРАСЧЕТ КОММУНАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ?

— У сына домик в деревне используется как садовый — то есть живут они там только летом. Однако квитанции об оплате коммунальных услуг приходят ежемесячно. Почему так происходит? Можно ли сделать перерасчет?

На этот вопрос, заданный читательницей «Й», отвечает юрист директор ООО «Бизнес тайм» Инна ВОВЕНКО:

— В соответствии со ст. 153 ЖК РФ оплата услуг ЖКХ — обязанность каждого собственника жилого помещения, которая возникает с момента приобретения права собственности. То, что собственник не проживает в принадлежащем ему жилом помещении, не является причиной для неуплаты данных услуг. Тем не менее, если гражданин проживает и оплачивает коммунальные услуги в другом месте, он имеет право на перерасчет платежей. Оплата коммунальных услуг второго жилья будет зависеть от затрат, фактически произведенных человеком.

Собственник жилья, наниматель либо иное лицо, пользующееся данным помещением, вправе не оплачивать коммунальные услуги, а исполнитель обязан произвести перерасчет платежей за отдельные виды услуг в соответствии с нормативами потребления. Об этом говорится в пункте 11 статьи 155 Жилищного кодекса России. Кроме того, российское правительство своим постановлением № 307 от 23 мая 2006 года утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг», которые, в свою очередь, устанавливают порядок перерасчета платы за коммунальные услуги. Пункт 54 Правил закрепляет право на перерасчет платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро- и газоснабжение, если потребитель отсутствовал в своей квартире более 5 календарных дней подряд. При этом перерасчет будет произведен только по тем видам услуг, для которых в помещении не установлены индивидуальные счетчики.

Из всего вышесказанного следует, что если потребитель отсутствовал в помещении более пяти дней подряд и, следовательно, не пользовался коммунальными услугами, то и оплачивать их он не обязан, а это значит, что исполнитель коммунальных услуг должен скорректировать величину платы, которая была начислена за предыдущий полный период.

Но в пункте 56 Правил говорится следующее: «Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней на основании письменного заявления потребителя, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия потребителя». Казалось бы, все предельно просто и понятно. Однако на деле возникает масса вопросов из-за того, что в Правилах не указаны последствия пропуска названного срока, а также по уважительной ли причине потребитель не подал заявление в месячный срок. К примеру, должен ли исполнитель произвести перерасчет платы за коммунальные услуги, если потребитель обратился к нему с заявлением по истечении оговоренного в Правилах срока?

Для того чтобы исполнитель произвел перерасчет платы за коммунальные услуги, должны быть выполнены следующие условия. Потребителю следует подать в адрес исполнителя письменное заявление о перерасчете за определенные виды коммунальных услуг, которыми гражданин не пользовался в период своего отсутствия. По этим видам услуг в квартире потребителя должны отсутствовать индивидуальные счетчики. Факт временного отсутствия потребителя более пяти дней подряд должен подтверждаться документом согласно требованиям пункта 56 Правил. Это могут быть заверенная по месту работы копия командировочного удостоверения; справка о нахождении на лечении в медицинском учреждении; проездные документы; счета за проживание в месте временного пребывания; справка органа внутренних дел о временной регистрации потребителя по месту его временного пребывания; справка организации, осуществляющей охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, либо иные документы, которые подтверждают отсутствие гражданина. При этом исполнитель может проверять подлинность этих документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Таким образом, если все вышеизложенные условия выполнены, исполнитель обязан произвести перерасчет независимо от срока подачи заявления, так как потребитель документально подтверждает факт своего отсутствия, что, в свою очередь, свидетельствует о неоказании ему коммунальных услуг. Из этого следует, что исполнитель не может требовать оплату не оказанных во время отсутствия потребителя услуг в соответствии с пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ. Это также подтверждается нормами Гражданского кодекса России и нормами Закона «О защите прав потребителей в РФ», согласно которым не выполнившая своих обязанностей по договору сторона (а исполнитель в нашем случае и не мог их выполнить, поскольку потребитель отсутствовал) не вправе требовать от другого участника договора исполнения своих обязанностей (то есть оплаты непредоставленных коммунальных услуг).