В Йошкар-Олу приехал француз Даниэль Керн – изготовитель органа для нового театра оперы и балета, который откроется 20 июня. В настоящее время мастер занимается настройкой инструмента. Подобный инструмент этой же фирмы установлен, кроме Йошкар-Олы, только в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.


В ЙОШКАР-ОЛУ ПРИЕХАЛ ФРАНЦУЗ ДАНИЭЛЬ КЕРН – ИЗГОТОВИТЕЛЬ ОРГАНА ДЛЯ НОВОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА, КОТОРЫЙ ОТКРОЕТСЯ 20 ИЮНЯ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МАСТЕР ЗАНИМАЕТСЯ НАСТРОЙКОЙ ИНСТРУМЕНТА

Подобный инструмент этой же фирмы установлен, кроме Йошкар-Олы, только в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.


Даниэлю Керну нужно успеть интонировать орган в новом здании Театра оперы и балета им. Э. Сапаева в кратчайшие сроки
 

Господину Керну и его помощникам нужно успеть интонировать инструмент в кратчайшие сроки, хотя обычно на настройку органа уходит примерно месяц. По словам мастера, с этой задачей они справятся. На само изготовление органа уходит примерно год. «Когда думали об органе для Йошкар-Олы, то хотели привнести какую-то изюминку, – рассказывает мастер Даниэль Керн. – Идея изготовить для Йошкар-Олы орган, как в Мариинском театре, принадлежала господину Абдуллину (ректор Казанской консерватории – Прим. авт.), который видел его в Петербурге».

Изюминка этого органа в том, что он состоит из трех частей: одна часть находится напротив сцены, а две другие справа и слева от сцены. При этом каждая имеет и игровые мануалы (собственно клавиши), и педали. В нашем органе более 3000 труб.


Общий вид зрительного зала в новом здании Театра им. Э. Сапаева.
 

СЕКРЕТЫ ТЕАТРАЛЬНОГО СВЕТА

Сейчас работы в новом здании театра уже подходят к завершению. Осталось только наладить световое и звуковое оборудование, которое здесь будет суперсовременным. «Нам посчастливилось, что световое оборудование курировал Василий Мельников, художник по свету Большого театра, – делится художественный руководитель Театра оперы и балета им. Э. Сапаева Константин Иванов. – Новое здание нашего театра строится уже практически семь лет, и часть оборудования, конечно, уже устарела. Примерно полгода назад мы сели и вычеркнули то, что устарело, заменив на новое, не выходя из сметы. Новое оборудование – высокоточное, практически не сбиваемое, буквально до миллиметра. Луч будет направлен так, как его запрограммировали, если даже зашатается сама софитная камера, то луч обязательно возвратится на место».

В фильтрах же будут представлены все цвета радуги и сопутствующие им, так что каждый художник-постановщик найдет гамму по своему вкусу.

ЛЕГКО, КРАСИВО И ЦИВИЛИЗОВАННО

Такое же умное оборудование у монтировщиков и помрежей. На сцене уже установлен пульт, с помощью которого будут управляться спектакли. Вся система компьютеризирована, все подчиняется программе, и все спектакли будут туда вписаны. По словам Константина Анатольевича, полностью исключается человеческий фактор при поднятии и опускании штанкетов с закрепленными на них декорациями, весь этот механизм будет управляться нажатием кнопочек на сенсорном экране пульта. При этом переход штанкетов будет производиться бесшумно, в отличие от старого здания, когда монтировщикам приходится поднимать и опускать их вручную, что периодически сопровождается неимоверным грохотом, пробивающимся даже через звучание оркестра.

«Раньше мы порой не могли угнать декорацию, нам приходилось ее подвешивать на двойной штанкет, и она постоянно зацеплялась и «укатывалась» назад, – продолжает Константин Анатольевич. – Здесь же будет так называемый «двойной угон»: декорацию будет возможно угнать практически под самый потолок, это позволяет высокая коробка здания».

В новом театре большая сцена: ее ширина – 14 метров, глубина – 21 метр, а до последней портальной стенки – и все 24 метра. В новом здании уже побывали артисты из Большого театра – гости Улановского фестиваля, и даже они отметили размеры сцены, учитывая, что в Большом-то она вообще гигантская.

Здесь большие карманы для хранения декораций, очень удобный въездной карман, где установлен подъемный механизм с платформой. «Мне очень нравится, что нет никакого примитива, нет этого сочинения первобытных устройств на лебедках и веревках, чтобы поднять то или иное оборудование, – говорит Константин Иванов. – Когда привезли рояль фирмы Steinway, то подняли его легко, красиво и цивилизованно».

Все декорации будут находиться в здании, и театру практически не придется использовать свой склад за городом, к которому весной обычно очень трудно проехать. Также в здании будут располагаться все цеха, кроме декоративного – ему отведено помещение в строящемся сейчас Доме творческих союзов на набережной, прямо за памятником Рембрандту. Как отметил художественный руководитель театра, это нормальная практика для многих театров мира.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ

В зрительном зале 500 посадочных мест, а при аншлаговых спектаклях, идущих под фонограмму, добавятся еще сто – в этом случае будет приподниматься оркестровая яма на уровне партера. Кресла в зале установлены по всем пожарным правилам, с таким расстоянием между ними, что можно будет практически вытянуть ноги.

В каждой гримерке есть душевые комнаты, и, наверняка, артисты с большим удовольствием начнут обживать новое пространство. Кстати, переезд начнется уже в ближайшие дни, и перевозить придется много: за 46 лет существования театра вещей накопилось прилично, от чего-то, возможно, придется избавиться. Перевозить нужно музыкальные инструменты, костюмы, декорации, оргтехнику и многое другое – и обязательно на транспорте, несмотря на, казалось бы, небольшое расстояние в сто метров.

В театр закупаются также новые инструменты, правда, поэтапно: пианино, рояль, ударная установка, потом новые пульты для оркестра с подсветкой, затем духовые инструменты и струнные.

ЖДУТ МЕДВЕДЕВА И МЕДИНСКОГО

Параллельно с переездом начнется подготовка к гала-концерту, открывающему театр. Напомним, что на открытие ожидаются премьер-министр Дмитрий Медведев и министр культуры РФ Владимир Мединский. Гала-концерт для зрителей повторится 22 и 23 июня. В программе концерта обязательно будет орган (играть на нем будет ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин), будут звучать «Фуга» Баха, произведения Бетховена, Моцарта с участием солистов и хора, номера современной хореографии, один из которых исполнит сам Константин Иванов. Также во время концерта театр продемонстрирует свои технические возможности.

В новом театре наладится электронная продажа билетов через интернет, билеты на гала-концерт и на последующий за ним фестиваль «Летние сезоны», скорее всего, уже начнут продавать онлайн. По крайней мере, по словам Константина Анатольевича, сейчас это задача номер один. Помимо электронной продажи билетов, в театре будет действовать и электронная афиша, установленная рядом со зданием. С ее помощью зрители будут узнавать о ближайших спектаклях и проектах.

Уже сейчас новый театр производит впечатление своим великолепием, на спектакли в это здание определенно хочется приходить в вечерних нарядах, ведь к этому располагает дорогая и при этом невычурная обстановка.


Напротив сцены – центральная часть органа.

Ирина СУВОРОВА

от admin