Вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович на переговорах в ООН в Дохе (Катар) по изменению мирового климата высказал официальную позицию России: Российская Федерация не будет менять свое решение не брать на себя обязательства в рамках второго периода Киотского протокола.

Это сообщение передает РИА Новости. Киотский протокол – это международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре1997 года.

Вице-премьер Правительства РФ Аркадий Дворкович на переговорах в ООН в Дохе (Катар) по изменению мирового климата высказал официальную позицию России: Российская Федерация не будет менять свое решение не брать на себя обязательства в рамках второго периода Киотского протокола.

Это сообщение передает РИА Новости. Киотский протокол – это международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре1997 года.

Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или существенно стабилизировать выбросы в атмосферу парниковых газов для сдерживания глобального потепления. Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на реальном рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Согласно протоколу, ведущие индустриально развитые страны взяли на себя обязательства в 2008 – 2012 годах уменьшить выбросы углекислого газа в среднем на 5 процентов от уровня 1990 года. Каждой стране, подписавшей Киотский протокол, выделялась квота на эмиссию углекислого газа. Те страны, которые выбрасывают углекислый газ меньше запланированной квоты, могут продать излишки другой стране, которая тем самым приобретет право производить углекислый газ больше исходной квоты. Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал развивать рынок по торговле этими правами. Так, слаборазвитые в экономическом плане страны торговали с более развитыми странами выбросами углекислого газа, т. е. делали большие деньги из воздуха в прямом смысле этого слова.

С одной стороны, началась работа над разработкой механизмов контроля за соблюдением договорных объемов выбросов в атмосферу и по подготовке к новому международному соглашению в 2013 году. С другой, в противовес Киотскому протоколу в июле 2005 года по инициативе США было образовано Азиатско-Тихоокеанское партнерство по экологическому развитию и климату. В него вошли развитые страны, не подписавшие Киотский протокол (США, Австралия), и крупные развивающиеся страны, на которые пока не распространяются ограничения Киотского протокола (Южная Корея, Китай и Индия). Хотя официально Азиатско-Тихоокеанское партнерство объявлено дополнением к механизмам Киотского протокола, в СМИ его часто называют «антикиотским соглашением».

Если Киотский протокол основан на квотировании выбросов, то Азиатско-Тихоокеанское партнерство делает ставку на передачу «чистых» технологий от развитых стран развивающимся. Поскольку предлагаемый США механизм не предполагает обязательств по сокращению выбросов, то он тормозит или даже разрушает идею мирового рынка квот на загрязнение.

По мнению сопредседателя российской экологической группы «Экозащита» Владимира Сливяка, данное решение означает отказ России примерно от $10 млрд  инвестиций до 2020 года, которые могли бы быть использованы для экологичного развития российской промышленности.

Почему в этой ситуации Россия отказалась от участия в Киотском протоколе, несущего миллиарды долларов инвестиций на экологические проекты для крупных предприятий промышленности, – большой вопрос. Однако ясно, что последствия отрицательного решения лишают страну возможности сокращать выбросы без ущерба для экономики и в целом повышать ее конкурентоспособность на мировом рынке.

Александр СУРИНОВ, эколог

от admin