Легенда о защитнике Онаре

В Марийском театре юного зрителя прошла премьера спектакля «Онарын кердыже» («Меч Онара») по сказке Миклая Рыбакова. Эта сказка является частью трилогии, написанной драматургом по мотивам легенд Марийского края. В основе «Меча Онара» лежит легенда о мифическом покровителе народа мари — богатыре Чоткаре, который долгие годы защищал своих сородичей от врагов, а потом уснул в кургане, завещав разбудить его, только когда придет новая опасность. 


В МАРИЙСКОМ ТЕАТРЕ ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ПРОШЛА ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ «ОНАРЫН КЕРДЫЖЕ» («МЕЧ ОНАРА») ПО СКАЗКЕ МИКЛАЯ РЫБАКОВА

Эта сказка является частью трилогии, написанной драматургом по мотивам легенд Марийского края.

В основе «Меча Онара» лежит легенда о мифическом покровителе народа мари — богатыре Чоткаре, который долгие годы защищал своих сородичей от врагов, а потом уснул в кургане, завещав разбудить его, только когда придет новая опасность. Сказка пережила не одну постановку, причем не только в Марий Эл, но и во многих других городах Советского Союза. В республике к ней обращались и Марийский национальный театр драмы им. М. Шкетана, и Академический русский театр драмы им. Г. Константинова, причем в обоих театрах постановку осуществил Олег Иркабаев — режиссер нынешнего спектакля. В самом ТЮЗе вся трилогия была поставлена в 90-е годы, правда, другим режиссером.

На премьере некоторые зрители нет-нет да и сравнивали новую постановку с предыдущими, но, возможно, это лишнее? Ведь каждый спектакль отличается и несет в себе новый смысл.

Сегодняшний спектакль — очень светлый, чистый и добрый. Это действительно легенда, в которой совершенно отсутствуют типичные бытовые сцены и действие приобретает более эпический характер. Оформление довольно простое (да и нет смысла изобретать что-то глобальное на небольшой сцене): вся «одежда» сцены выполнена в белом цвете — цвете чистоты и искренности, символические березы на заднем плане, серебряные щиты на порталах… Кстати, эти же щиты можно увидеть на костюмах марийского народа, что создает ощущение защитного знака, некоего оберега, того, что определяет корни народа.

Совершенно противоположно этой чистоте и легкой наивности выступает царство кереметей во главе с Явуем (Андрей Васильев) и его сыном Яиге (Сергей Мамаев). Здесь мы видим нечто чужеродное, агрессивное, захватническое: костюмы под мокрую кожу в черно-красно-желтой гамме, металлические цепочки и прически в стиле панк. Весь спектакль строится на этом противостоянии исторической памяти и агрессивного чужеродного влияния, что подтверждает и музыкальное оформление: нежные марийские мелодии и маршеобразная музыка, сопровождающая нечисть.

Между ними — Лочо (Игорь Актуганов), сын богача Паймета. С одной стороны, он мариец — об этом говорит тот же защитный знак на груди, но с другой стороны, душа его темна и эгоистична. Это зритель понимает сразу же в первом выходе: его костюм в светло-коричневой гамме, а сопровождающая музыка выдает будущее предательство. И он предаст свой народ, обратившись за помощью к бесам, чтобы заполучить красавицу Эрвику (Любовь Купсольцева), оказавшуюся еще и внучкой Онара.

К слову, образ Онара в этом спектакле, как истинного мифического героя, решен с помощью проектора и видеоряда. В момент пробуждения он появляется издалека и постепенно «вырастает», показывая не только свою богатырскую мощь и силу, но и великую мудрость предка. А его волшебный меч — это не бытовой предмет, за которым может охотиться нечистая сила, нет, это тоже защита, то, что поможет оттолкнуть чужое, ненужное и сохранит память о светлом, чистом и добром.

Ирина СУВОРОВА