В Йошкар-Оле в «Точке кипения», расположенной на базе Делового центра МарГУ, прошла встреча со студентами университета на тему “Стоп fake: технология противодействия”. Она была посвящена технологиям, при помощи которых ведется Первая мировая информационная война – так сейчас называют то, что происходит сейчас в Сети. В интернет льются потоки как откровенно дилетантской, так и подготовленной мастерами своего дела лжи, в том числе направленной на дискредитацию России.

Как подчеркнул в своем вступительном слове ректор МарГУ Михаил Швецов, лучшее оружие против любых фейков – это образование.  Критическое мышление, знания, привычка самостоятельно думать, разбираться в ситуации, проверять полученную информацию – это те «антидоты», которые помогут избежать “отравления” фейками.

Образованный человек никогда не поверит, что Земля плоская, даже если все соцсети заполнят идеально сделанные изображения «земного диска», стоящего на трех слонах (или китах). Кстати, те же самые привычки уберегут и от “заболевания” фанатизмом. Ведь фанатик не думает, не ищет правды, а всецело и слепо доверяет только одной точке зрения, позиции, постулату, делая все, к чему призывает его определенный круг людей, который манипулирует этой самой верой в своих интересах.

МИМО РАЗУМА

Активист ОНФ Дарья Репина отметила, что технологии ведения информационной войны давно и прекрасно отработаны.  Одно из условий успешного срабатывания фейка – это скорость распространения и восприятия информации.

Главное не дать жертве времени подумать, разобраться в ситуации, а заставить ее поддаться эмоциям и включиться в процесс передачи фейка на уровне подсознания, тем самым сделав ложь еще более «вирусной».

Чем ужаснее содержание сообщения, тем лучше оно действует. Срабатывает древний инстинкт – любым способом предупредить племя о возможной опасности, а уже потом разбираться, насколько она реальна или велика. Помогают включить этот инстинкт в частности особые слова или фразы-маркеры: шок, срочно, предупреди всех друзей и так далее.

Чтобы не стать случайным распространителем фейка, надо, в первую очередь, отключить эмоции, успокоиться и задействовать рациональное мышление. После этого стоит проверить, есть ли где-то в Сети еще подобная информация, выяснить, насколько авторитетны ее источники и подумать, кому может быть выгодно сделать ее достоянием широкой общественности.

Также стоит обратить внимание на детали. Например, если это фото или видео, оценить на предмет соответствия время года на нем, архитектуру, окружающее пространство.

Уже известна масса примеров, когда под видом фото разрушенных кварталов украинских городов по соцсетям расходились снимки, сделанные в Сирии. Якобы расстрелянная Советской властью девочка из СССР оказывалась польской узницей фашистского концлагеря, а пострадавшими от бомбежки роженицами  – бьюти-блогерши.

НАВЯЗАТЬ И ОГРАНИЧИТЬ

Большинство методов информационной войны давно используется на практике во многих странах мира. Сам термин возник в США. Он означал комплекс действий по достижению информационного превосходства и затруднению распространения информации врага. Проще говоря, цель – навязать нужную точку зрения наибольшему числу людей, при этом максимально ограничив их доступ к альтернативной информации.

При этом, как отметил доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики МаргУ, кандидат филологических наук Сергей Журавлев, который вел встречу, «нападающий» обычно оказывается в более выгодном положении. Дело в том, что обороняющаяся сторона постоянно должна «оправдываться», аргументированно опровергать нескончаемый поток лжи, при этом находясь в рамках закона и морали, в то время как агрессор в информационной войне не связан никакими обязательствами и может даже не обозначать себя. К тому же, с точки зрения психологии, негативная, шокируюшая информация обладает более сильным воздействием на психику и дольше хранится в памяти, чем позитивная.

Кстати, в арсенале «производителей лжи» есть и другие приемы, которые помогают им в информационной войне. С некоторыми из них студентов познакомил Сергей Александрович.

ВИДЫ “ВООРУЖЕНИЯ”

Навешивание ярлыков на различные структуры или известных личностей, которые в итоге прочно «впиваются» в память людей и невольно ухудшают их отношение к ним.

Повторы, которые помогают закрепить материал в сознании, сделать его узнаваемым, привычным, само собой разумеющимся. Этот прием знаком, наверное, всем из сферы рекламной индустрии.

Квантовка – отсечение «лишней» информации, которая мешает созданию нужного образа, отвлекает, позволяет задуматься о том, что подаваемый «факт» можно воспринимать как-то иначе.

Монтажный фильтр – обрезка «ненужного», например, в интервью или высказывании, вырывание фраз из контекста. По сути – монтаж нужного смысла из обрывков речи.

Фокусировка – вычленение части события, которое должно произвести яркое, шокирующее впечатление на аудиторию, даже если такая подача материала вводить в заблуждение. В качестве примера Сергей Журавлев привел заголовок одной из публикаций в Интернете, из которого следовало, что в школах запретили леггинсы. На поверку же оказывалось, что решение было принято лишь в школах одного из городков Ирландии и при этом вызвало возмущение. При этом многие, не читавшие публикацию, разнесли весть о “новом запрете во всех школах” страны.

В общем, как отметил Сергей Журавлев, способов обмануть людей очень много. Чтобы не «пасть» в информационной войне, да и вообще не стать жертвой очередного фейка, необходимо повышать свою медиаграмотность. О том, что нельзя переходить по ссылкам на все сайты подряд и скачивать неизвестный контент на телефон, многие уже узнали на горьком опыте. Теперь осталось твердо уяснить: далеко не все, распространяемое в Сети непроверенными источниками, правда. Слепо верить всему, что с виду кажется реальным, и бездумно делиться этим с окружающими – значит, подвергать возможной опасности себя, своих близких, свою страну.

Ранее сайт «Й» сообщал, что в Марий Эл 35-летний житель Волжского района убил 47-летнего товарища ударом в сердце. В Марий Эл на 30 марта за сутки выявили 11 новых случаев коронавируса.

Кроме того, на автодорогах республики установят шериф-балки для привлечения внимания водителей. Сотрудники ГИБДД остановили 16-летнего подростка за рулем авто. Помимо этого, на 29 марта с начала пандемии от коронавируса вылечились 43111 жителей региона.

Также в Йошкар-Оле с 1 апреля 2022 года закрывается Центр вакцинации в ДК имени XXX-летия Победы. Напомним, в Йошкар-Оле тушили котельную, а еще до 4 апреля ограничат движение по Царьградскому проспекту из-за провала асфальта.

Фото Василия Золотова.