СКОЛЬКО И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ШКОЛЬНИКУ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

Родители убеждены, что собственные средства, пусть даже небольшие, помогают ребенку научиться ответственности и освоить азы финансового планирования.

Так, по данным исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, 61 процент опрошенных регулярно выделяют определенную сумму своему ребенку, но при этом контролируют расходы. Контроль, говорят они, позволяет им быть уверенными, что ребенок понимает ценность денег и не подвергается опасности.

СКОЛЬКО И ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ШКОЛЬНИКУ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ

Родители убеждены, что собственные средства, пусть даже небольшие, помогают ребенку научиться ответственности и освоить азы финансового планирования.

Так, по данным исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, 61 процент опрошенных регулярно выделяют определенную сумму своему ребенку, но при этом контролируют расходы. Контроль, говорят они, позволяет им быть уверенными, что ребенок понимает ценность денег и не подвергается опасности.

17 процентов респондентов не контролируют расходы детей. С их точки зрения, смысл карманных денег заключается именно в воспитании самостоятельности: «Выдаю на неделю определенную сумму, которой он распоряжается на свое усмотрение, причем эта сумма на все развлечения: телефон, игры, кафе и т.п.».

Сколько же денег на карманные расходы выдают родители школьникам? Большая часть респондентов – 59 процентов – ограничивается скромной суммой до 500 рублей в месяц. На пирожок в столовой, если не понравится школьный обед. 17 процентов родителей дают чадам от 500 до 1000 рублей в месяц. «Нельзя давать много денег детям на карманные расходы, так как трудно будет проследить, на какие цели они потрачены», – делятся педагогическим опытом родители.

От 1000 до 2000 рублей ежемесячно выдают детям 8 процентов респондентов, от 2000 до 3000 – 3 процента, свыше 3000 рублей – 2 процента. «Сюда входит стоимость обеда на продленке», «Это вместе с деньгами на проездной», – сообщают опрошенные.

22 процента родителей карманных денег не дают вообще. По их мнению, у детей пока нет потребности в личных средствах: «Я покупаю им все сама, им не в чем нуждаться», «Пошел в 1 класс, еще рано!». Позиция тоже вполне здравая, особенно когда речь идет о младших школьниках. В старших классах ситуация меняется.

А что по этому поводу думают йошкаролинцы?

Оля Кислицына, специалист-эксперт Отделения ПФР по РМЭ:
– Наш сын пошел в первый класс. В день мы даем ему 10 рублей, этого хватает, например, чтобы купить пиццу. Пока этой суммы ему достаточно. Считаю, что карманные деньги ребенку нужны, но родители должны контролировать, на что он их тратит. Бессмысленной трата денег быть не должна.

Татьяна Морозова, госслужащая:
– Сын учится в восьмом классе. Деньги ребенку давать нужно, но он должен понимать, на что они ему нужны. Я доверяю сыну и отчетности за потраченные деньги никогда не спрашиваю, но всегда внимательно слежу за его внешним видом, не пахнет ли от него сигаретами, мимоходом интересуюсь, купил ли он учебное пособие, на которое спрашивал деньги. Кроме школьных занятий сын посещает дополнительно кружки, и ему приходится ездить на общественном транспорте. В итоге в день мы выдаем ему примерно 100 рублей: на проезд, на буфет. Если во время каникул они всем классом идут в цирк или в кино, то – от 500 до 1000 рублей.

Светлана Пухова, корректор:
– Карманные деньги школьнику нужны, но не каждый день. Наш сын учится в четвертом классе. Мы даем ему по 10 рублей на буфет, но только тогда, когда он их спрашивает.

Ирина Смирнова, ведущий специалист-эксперт УФССП по РМЭ:
– Дочери десять лет, учится в четвертом классе. Школа находится в семи минутах ходьбы от дома, деньги на проезд не нужны, кормят в столовой хорошо, и дополнительно покупать еду нет необходимости. Денег дочери практически не даю, все, что надо, мы покупаем вместе в выходные. Вообще, на собственном опыте убедилась, что у ребенка не должно быть свободных денег. Когда она только пошла в школу, как и многие родители, давала деньги на буфет. В итоге – она покупала чипсы и кириешки, так мы заработали болезнь желудка.

Наталья Кривошеева, преподаватель:
– Считаю, что у школьников должны быть карманные деньги. Моя дочь учится в 10 классе. Даю ей деньги, но не каждый день, а только тогда, когда спрашивает. Если на буфет, то 50 рублей, если нужно сходить в кино – 250. Все зависит от того, на что ей нужны деньги.

Рома Гаврилов, учащийся:
– В неделю мне дают около 100 рублей, покупаю чипсы, сок, фрукты. Мне хватает.

Антон Федяев, учащийся:
– Карманные деньги дают тогда, когда я их спрашиваю, примерно по 50 рублей. Покупаю сухарики, остальное откладываю на ремонт компьютера.

Антон Корнеенков, учащийся:
– В неделю дают по 100 рублей. Трачу их редко, в основном откладываю – дома есть специальная копилка, правда, на что, пока не решил. Редко, но покупаю чипсы.

Леонид Каников, учащийся:
– В день дают по 30 – 40 рублей. Покупаю газировку и сухарики.

Никита Ямбаршев, учащийся:
– В неделю дают примерно по 100 рублей, покупаю чипсы и сухарики, часть денег откладываю.

КОММЕНТАРИЙ

Педагог-психолог йошкар-олинской школы № 19, победитель городского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог-2012» Наталья Викторовна СВИНЦОВА:

– Карманные деньги школьнику нужны однозначно. Во-первых, для того, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным по сравнению с другими детьми и у него не занижалась самооценка. Во-вторых, не всем бывает достаточно школьных завтраков и обедов, и вполне логично, что они покупают в буфетах дополнительно булочки и пирожки.

Если говорить о выдаваемой сумме, то она должна быть в пределах разумного. Для учащихся младших классов, думаю, достаточно будет 20 рублей в день, для старших – от 50 до 100.

Контролировать расходы ребенка нужно и лучше каждый день: пусть разложит по полочкам, на что и сколько он потратил. Если сэкономил – похвалите, но не уменьшайте сумму на следующий день: возможно, он копит деньги на подарки родным и близким – это его право.

И не нужно привязывать сумму карманных денег к оценкам.

Поощряйте ребенка за хорошую учебу, но другими способами: сводите в кино, кафе, на аттракционы.

Подготовила Светлана ЛАЧКОВА,
по материалам «РГ»

от admin