Мари споют рок о своих предках
ИЗ ЖИЗНИ ГОРОДА И РЕСПУБЛИКИ КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ, РЕЛИГИЯ

Мари споют рок о своих предках

Известный в России и за ее пределами деятель культуры Сергей Пронин (Карелия) 26 и 27 апреля представит на сцене Марийского театра драмы им. М. Шкетана свою режиссерскую работу первую рок-оперу на марийском языке «Вий-ар-ме». И, по словам министра культуры республики, эта постановка стала самой дорогой в истории театра.

Родной Пронин

Трудно рассуждать о работе, которую не видел, – журналистам презентовали лишь несколько отрывков, но уже по ним можно предполагать, что премьера впечатлит местного зрителя. Уже отмечают, что стихотворный перевод на марийский сделан Геннадием Сабанцевым очень удачно. Точную сумму вложенных средств директор театра Эрик Юзыкайн не выдает, лишь выдавил: «Много». Это означает примерно свыше 1,2 млн руб.? Но все относительно – много может быть для одного театра, для другого мало. В любом случае статус шкетанцев повышается.

Журналистов на презентации интересовал сам режиссер-постановщик Сергей Пронин – художественный руководитель Национального театра Карелии, заслуженный деятель искусств республики, актер, сценарист, поэт, музыкант, театральный педагог, член Союза писателей РФ, гильдии режиссеров РФ, пропагандист финно-угорской культуры, лауреат многих всероссийских и международных конкурсов. Человек не чужой – не раз приезжал к нам на фестивали и ощущает себя как дома. Это отчасти потому, что в Петрозаводске, где он живет, национальный театр оперы и балета является точной копией Театра им. М. Шкетана – типовой проект при советской власти. Так вот, родной нам Сергей Пронин – человек многоликий и прост лишь на первый взгляд. На поприще культуры он известен под собственным именем и псевдонимом Сеппо Кантерво, причем раздваивается кардинально, иногда запутывая несведущих людей.

В рок-опере «Вий-ар-ме» он еще и автор либретто. Называет эту премьеру мировой, единственной рок-оперой в финно-угорской культуре, потом уточнят, что «мировая она на марийском языке», а прокрученная в Карелии еще десять лет назад эта же постановка под названием «Бьярмия» на финском языке уже не идет на сцене. Если в данный момент не идет, это не значит, что ее в природе нет. Здесь, видимо, все зависит от того, кого слушаешь, – Пронина или Сеппо. Но главное, и самое замечательное, что эта постановка по известному произведению Елены Сойни «Оставайся в Биармии» и композитора Владислава Панченко дошла до марийской сцены. И ее достоин именно народ мари как никакой другой. Постараюсь объяснить почему.

В глубь истории

Начнем с сюжета и его исторической основы. Норвежский поэт (скольд) в X веке прибывает с королем викингов Харальдом в северную страну Биармию, влюбляется в дочь колдуна, обретает дар прорицателя. Биарминцы дают достойный отпор завоевателям, сохраняя свои святыни. Это произведение относительно историческое. Об огромной стране на территории сегодняшней России Биармии, Бьярмии или Бьярмаланде («медвежий край» – норв.) рассказывается не только в норвежских сагах, упоминается о ней в рассказе о путешествии Оттара из Холугаланда (870 – 890 гг.), в «Калевале», в трудах Грамматика, в летописях Стурлесона, Снорее, труде шведского писателя Олауса Магнуса (1490 – 1557 гг.) и многих других. К примеру, Магнус рассказывает, что биарминцы считались великими колдунами, и потому как воздействовали на людей, похоже, обладали гипнозом. Грамматик пишет, что они применяли также магию.

Признавали отождествление Биармии с Пермь-Великой Татищев, Ломоносов, Карамзин.

Споры начались в позапрошлом веке, в основном о территориальных границах Биармии. По первичным гипотезам, эта богатая страна – прародитель всех финно-угорских народов – простиралась от северной части современной Норвегии до приполярного Урала, входили в нее сегодняшние Карелия, Кольский полуостров, бассейн Северной Двины, а также часть Восточной Европы в бассейне Волги по Заволоцкому торговому пути. Тотем медведя, приписываемый Биармии, отразился во многих гербах наших городов – Перми, Сыктывкара, Ярославля, Великого Новгорода, Череповца и других, а также областей и республик, в том числе Карелии и Марий Эл. К примеру, в Перми (Бьяра – Парма – Пермь) до революции была даже улица Биармская.

Согласно летописям, последнее упоминание о Биармии относится к ХII веку. В летописях исландца Стурлесона норвежский король Хакон IV отомстил биарминцам за то, что они утопили его корабль, направлявшийся на Святую землю в крестовый поход. В 1222 г. им было послано большое войско, которое разгромило Биармию огнем и мечом. Затем русичи, убегая от монголо-татарского нашествия, практически заняли всю территорию. Племена народа Биармии были покорены, разделены, некоторые мигрировали, но все сохранили языковую основу финно-угорской группы. Это, конечно, одна из исторических гипотез.

То, что нет нигде

Есть предположение, что именно племя черемис – потомков биарминцев – из-за своей географической принадлежности в отдаленности от Европы более других финно-угорских народов сохранило традиции предков. Марий Эл единственная в Европе использует древнейшую языческую культуру и зороастрийский сатурнианский календарь. Традиции и обряды веками настолько бережно передаются, что есть основание предполагать, что пришло это все из Биармии. Отличается от всех других, уже стилизованных, и марийская вышивка. Как показали последние исследования историка Ираиды Степановой, в старинной марийской вышивке сохранилась древняя руническая письменность (алфавит футарк), которая использовалась до принятия христианства в северной Европе. До этого рунические надписи находили лишь на камнях. Отметила и особенность марийского танца хореограф Ирина Володина (Карелия), она утверждает, что некоторые движениях рук марийских танцовщиц не имеют аналогов с танцами других народов.

Как это все использует в различных сценах, декорациях, костюмах художник Ирина Пронина (Карелия)? Посмотрим. Если мы хотим на самом деле ощутить дух Биармии, то нужно использовать по полной программе. Адаптировать в данном случае нужно всю постановку под марийскую культуру. Конечно, журналистов тревожило, не противоречит ли рок менталитету мари. Но после того, как рок исполнил Иисус Христос, мы выдержим все.

Есть в рок-опере и мировой эксклюзив – много боев на мечах. Их поставил специалист по реконструкции боев заслуженный артист Республики Карелия Александр Овчинников. Особенность в том, что впервые на театральной сцене использовано не бутафорское оружие, а мечи, вырезанные из металла весом 2 кг. Это дает ощущение реальности происходящего. Можно представить, какие мускулы накачали за время репетиций! При этом наши замечательные артисты великолепно поют, танцуют. Марийская труппа, национальная культура для режиссера Пронина – настоящая находка для эксперимента и творчества.

Ольга ЧЕРНЕНКО

фото Валерия Тумбаева