В мае на Всероссийском дизайн-форуме «Сочи-2016» выпускница Йошкар-Олинского художественного училища Валерия Пономаренко представила на конкурс территориальных брендов свой логотип г. Йошкар-Олы и заняла третье место, опередив большое количество профессиональных дизайнерских разработок. Может ли это значить, что у нашей столицы появится свой бренд?

В мае на Всероссийском дизайн-форуме «Сочи-2016» выпускница Йошкар-Олинского художественного училища Валерия Пономаренко представила на конкурс территориальных брендов свой логотип г. Йошкар-Олы и заняла третье место, опередив большое количество профессиональных дизайнерских разработок. Может ли это значить, что у нашей столицы появится свой бренд?

 

И САМОВАР – БРЕНД

 

Бренд территории в современном его понятии практически не знаком россиянам, хотя пользовались им в нашей стране столетиями. К примеру, когда в XVI веке в Угличе был убит сын Ивана Грозного Дмитрий, на месте захоронения воздвигли храм Преображения Господня. Потянулись паломники, и храм стал символом города. Другие примеры: Тула – самовар и пряник, Вологда – кружево. Правда, все эти символы связаны со знаменитыми архитектурными постройками или с ведущим производством, то есть торговыми марками. А территориальный бренд это все-таки не торговый знак, а понятие более широкое, поэтому и требования к нему другие.

Термин «брендинг территорий» появился во второй половине ХХ века, а в 1993 году вышла в свет первая книга по маркетингу территорий Филиппа Котлера в соавторстве с ведущими дизайнерами, которая и определила направление работы. В Европе и США почти все города имеют свои бренды. Конечно, под большим вопросом утверждение, что именно подобные символы привлекают инвесторов и туристов, но все же считается, что это модно и цивилизованно.

КРАСОТА И ЧИСТОТА

 

Итак, территориальный бренд должен быть лаконичным, запоминающимся, не привязанным к торговым маркам, но в то же время отражать ценности региона, а в нашем случае – иметь национальный колорит. И, конечно, этот символ должен вызывать положительные эмоции. Задача очень сложная, поэтому удивительно, что она оказалась по плечу студентке училища.

Наш город активно развивается, он становится все более привлекательным для туристов, поэтому я и решила свою дипломную работу посвятить бренду Йошкар-Олы. А иметь единый территориальный бренд – это плюс для имиджа любого города, – рассказывает Валерия Пономаренко. – Испробовано было множество вариантов, в итоге возник логотип – сердце с марийским орнаментом. Это символ любви и привязанности к своему городу, символ добра и открытости, интереса горожан к истории и культурной жизни города. В основе лежит марийский национальный орнамент, ассоциирующийся с народными традициями, общечеловеческими ценностями. Использовала два цвета: красный и зеленый. Понятно, что красный цвет в самом названии города, это его красота, а зеленый – экологическая чистота. Логотип авторский, и эту идею никто не использовал, я тщательно проверяла. Еще не была закончена работа над дипломом, а моя преподавательница- председатель регионального отделения Союза дизайнеров России Тамара Павловна Хапова предложила послать эту работу на конкурс-выставку территориального брендинга в Сочи – «Дизайн-Лэнд – 2016». Я не была уверена, что мою работу примут и тем более выставят для обозрения. Послала всего один планшет, остальные еще были не готовы. Но произошло невероятное: я заняла третье место. Желая удостовериться, что бренд может прижиться, я показала его в некоторых наших туристических фирмах. Логотип всем понравился, он вызывает положительные эмоции, поэтому использовать его готовы.

 

ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО

 

На защите дипломной работы в училище Валерия представила свой проект в полном объеме и показала, как ее идеи можно использовать при оформлении корпоративной и сувенирной продукции, на афишах, в дизайне городских пространств и офисов, туристической навигации и многом другом. Комиссия, состоявшая из заслуженных и известных художников, оценила работу на «отлично». При этом председатель комиссии- народный художник России, профессор Вячеслав Желваков отметил, что уровень дипломной работы намного выше уровня выпускника училища. После такого признания Валерия имеет все основания для того, чтобы предложить свою идею на одобрение депутатов городского Собрания.

Предполагаю, что некоторые йошкаролинцы могут скептически отметить: мол, ничего нового в этом бренде нет, сердце и орнамент- все просто и все знакомо. Однако в этом и заключается талант дизайнера:, он должен по-особенному осмыслить то, что мы видим в повседневной жизни, представляем в наших ожиданиях, и выразить в простом образе наши чувства. Как сказал один из членов дипломной комиссии, «художники не могут изменить мир, но могут сподвигнуть нас на решение каких-либо задач». В данном случае с помощью яркого и узнаваемого бренда мы можем способствовать укреплению имиджа нашего любимого города

 

Ольга ШИНГАРЕЕВА

от admin