Мэр Йошкар-Олы Евгений Маслов говорит это на полном серьезе. По мнению градоначальника, именно неравнодушие наших людей, которые звонят и пишут в различные инстанции, помогает власти оперативнее откликаться на происходящее и решать большинство проблем. Важные итоги нынешнего сезона благоустройства столицы в нашем интервью.

 – Евгений Васильевич, несмотря на необычное и сложное время пандемии Йошкар-Ола все лето благоустраивалась.

– Вы правы, год сложный, но благодаря большой поддержке федерального центра и регионального правительства жизнь в нашем городе не замерла. Все идет своим чередом, практически, по запланированным графикам. Касалось это и благоустройства улично-дорожной сети. В Йошкар-Оле порядка 280 км дорог. Дорожный фонд города – 60 миллионов рублей, на которые можно проложить не более трех километров асфальта. Денег на самом деле очень мало, и не хватает зачастую на банальный ямочный ремонт. Настоящим спасением для города стал национальный президентский проект «Безопасные качественные дороги». В Йошкар-Оле он реализуется второй год. В этом году сданы крупные городские магистрали – настоящие артерии столицы: улицы Комсомольская, Пролетарская, участки улиц Красноармейской, Дружбы, Кремлевской. Новеллой этого года явилось очень интересное обстоятельство – мы выполнили поставленную правительством задачу и сдвинули графики работ. Результатом стал ремонт участка улицы Машиностроителей, от Красноармейской до Дружбы, запланированный лишь на 2021 год. И это не должно остаться единичным примером, должно стать постоянной практикой.

 

– А на каком этапе удалось ускориться?

– Теперь проектно-сметная документация все чаще готовится не с колес, а впрок. Это уже стратегическое планирование. Да, оно тоже имеет определенные организационные сложности, в том числе заблаговременно нужны деньги. Иногда это могут быть договоренности с дорожниками, чтобы они выполнили работы авансом, а деньги получили в следующем году. Нюансов может быть много, но теперь нам ясно, что механизм рабочий, поэтому в следующем году, я уверен, мы сделаем больше, чем в текущем.

Надо отметить, что своими силами город смог отремонтировать дорогу по одной стороне на бульваре Победы. Вопросов много и по второй стороне улицы, и ее делать, конечно, будем.

 

Наверное, нынче особенно ощутимо благоустройство Йошкар-Олы по изменениям, коснувшимся городских тротуаров, на которых не обращали внимания уже десятки лет…

– Действительно, про 270 километров тротуарной сети города вообще годами не вспоминали. Если раньше удавалось привести в порядок за сезон 2-3 километра пешеходных зон, это был наш абсолютный рекорд. А вот в этом году эта цифра кратно больше. И темпы продолжают нарастать. Большое внимание заостряет на проблеме ремонта тротуаров Глава республики Александр Евстифеев. Его требование – обращать внимание на самые людные участки, также как и на подходные пути к социальным учреждениям. И тут можно говорить про еще один президентский проект «Формирование комфортной городской среды». Сейчас горожане пришли к тому, что больше их интересует практическая сторона жизни. Поэтому в этом году благоустройство коснулось большого количества тротуаров. Хотя еще совсем недавно во время рейтингового голосования люди выбирали зоны отдыха, такие как Аллея Здоровья или бульвар Чавайна. И вот теперь, поняв, что можно задействовать федеральный проект и федеральные средства, горожане обратились к обустройству жизненно необходимых территорий. В 2020 году их было одиннадцать. И десять из них – это как раз пешеходные зоны. А одиннадцатый объект – сквер Свирина. Почти все территории нынче уже завершены. Лишь одна – на Подольских курсантов не доделана по вине недобросовестного подрядчика. Мы применим штрафные санкции, а если он сорвет нам контракт, запишем его в недобросовестные поставщики, чтобы он в будущем больше никого не подвел. Как бы то ни было, территория будет благоустроена и горожане от этого не пострадают.

 

– Евгений Васильевич, очень часто горожане сетуют, что работы по благоустройству заканчиваются уже в непогоду или под самые холода. Люди не успевают в текущем году насладиться обустройством сквера, улицы, какой-то зоны отдыха…

– Совершенно обоснованные нарекания. Это был вопрос технологии. Работая с колес, мы приходили к тому, что на работы выходили в начале лета, а глубокой осенью их завершали. Теперь правительство республики ставит новую задачу. Контракты, на которые выделяются федеральные средства на благоустройство территорий, победивших в рейтинговом голосовании, должны быть заключены на следующий год уже в текущем. Мы такого никогда не делали. И вот прямо сейчас контракты активно торгуются, а уже в ноябре мы рассчитываем иметь по каждому из них подрядчика. Что нам это дает? Выигрываем время: подрядчик отобран, и он заранее произведет запас необходимых материалов, подготовится к работам. И сроки выполнения контрактов мы теперь сдвигаем с сентября-октября на июль.

 

– Думаю, стоит отметить, что впервые за много лет в этом году благоустройство коснулось и городских окраин. Например, добрались до улицы Строителей.

– Здесь надо сказать о том, что ремонт велся и помимо программы «Формирование комфортной городской среды». Вы говорите о проблемном участке на улице Строителей. Много лет между домами № 3 и 5 стояла огромная лужа. Жалоб по этому поводу было множество. И теперь здесь отремонтированы и проезжая часть, и тротуар, и водоотведение продумано. И такие примеры будем дальше тиражировать. И дальше планируем больше внимания уделять спальным районам города. Для нас все горожане одинаковы: и те, кто живет на окраине, и те, кто может позволить себе квартиры в престижных районах и домах. К слову сказать, уже появились обращения жителей, заметивших, что центральная часть города стала содержаться хуже. Это объективно на самом деле. И одна из причин как раз в том, что больше стали финансироваться окраины, где десятилетия копилось огромное количество проблем. И огромное спасибо горожанам. Они у нас очень неравнодушны и активны, всегда укажут на болевые точки.

 

– Евгений Васильевич, очевидно, что город заботится о безопасности на дорогах. Одно из нынешних нововведений – «островки безопасности»…

– На самом деле тема безопасности многие годы ограничивалась установкой дорожных знаков и нанесением разметки, на это всегда выделялись очень небольшие деньги. Сейчас ситуация меняется. В частности в последнее время мы выполняли поручения президента РФ по организации пешеходных переходов у школ, были и другие задания правительства. И финансирование существенно увеличено.

Однако горожане не всегда позитивно воспринимают то, что делается для их безопасности. Взять для примера историю с ограждениями, которые появились у нас вдоль дорог. Раньше здесь переходили дорогу, а теперь народная тропа перегорожена. Как так? И не каждому понятно, что ограждения устанавливаются исключительно в соответствии с Гостами по безопасности для нашего блага.

Если говорить про затраты. Они велики. Взять светофорный объект – очень дорогая штука. Самый простой стоит от двух миллионов рублей. И даже при их наличии не всегда и не везде получается именно светофорными объектами урегулировать ситуацию. Где-то выручают как раз «островки безопасности» на широкой проезжей части. Расходы на их обустройство относительно невелики, а польза большая.

 

– Евгений Васильевич, как еще один итог летнего сезона можно рассматривать готовность к отопительному периоду. И немного даже неожиданно, что в нынешних сложных условиях удалось оперативно войти в сезон без крупных аварий и инцидентов.

– На самом деле у нас было пару инцидентов. Но слаженная работа всех, во главе с правительством региона, дала в целом неплохой результат. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства сейчас очень четко распределяет функции. Надо похвалить и наших ресурсников, они действительно сработали достойно и запуск отопительного сезона в целом прошел удовлетворительно. При этом отдельные шероховатости были. Ну и, конечно, традиционно на горячую линию и в единую диспетчерскую службы администрации поступало немало звонков. Одним холодно, другим жарко. Ведь все люди разные и дома у нас разные, по-разному устроены, в том числе с точки зрения энергосбережения. Здесь вопрос к управляющим компаниям, которым следует регулировать процесс. Но радует, что количество жалоб осталось на уровне прошлого года. Их не стало больше в такой сложный период пандемии, при тех финансовых трудностях, которые, надо признать, у города существуют. Городской бюджет сегодня существенным образом не добирает по доходам. При этом большая благодарность правительству региона и федеральному центру, потому что выпадающие доходы на сегодняшний день замещаются субсидиями. Мы хотя бы не провалимся по бюджету катастрофически и справляемся с первоочередными задачами. В том числе, несмотря на пандемию, мы ровно вошли в отопительный сезон.

Фото Екатерины ИСМАКОВОЙ.