Метаморфозы «Истинного Христа»

Достопримечательностью старого Царевококшайска являлась скульптура, изображающая сидящего в темнице Иисуса с терновым венцом на голове. Она находилась в Троицкой церкви (разумеется, не в нынешней, а в той, древней, разрушенной в 30-е годы).


КОГДА-ТО ХОРОШО ИЗВЕСТНОЕ СКУЛЬПТУРНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СПАСИТЕЛЯ В СЕМЕНОВСКОЙ ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ БЫЛО ОДНИМ ИЗ ВИДНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ЦАРЕВА ГОРОДА. ПРИ ЭТОМ САМА СКУЛЬПТУРА И ВРЕМЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХРАНЯТ НЕМАЛО ЗАГАДОК

Достопримечательностью старого Царевококшайска являлась скульптура, изображающая сидящего в темнице Иисуса с терновым венцом на голове. Она находилась в Троицкой церкви (разумеется, не в нынешней, а в той, древней, разрушенной в 30-е годы).

В дореволюционной литературе это изваяние было описано как минимум два раза. Первое из известных описаний датируется 1872 годом, а второе оставил путешественник и этнограф В.А. Мошков, посетивший в 1900 году Царевококшайск. В обоих текстах скульптура описывается как «резное из дерева изображение Спасителя». Сообщается, что в церкви хранилась ножная деревянная колодка, бывшая когда-то частью скульптуры. На ней было вырезано: «От стрельца. 1695 год».

Местное население называло изваяние «Истинным Христом». Особо оно почиталось марийцами Царевококшайского, Яранского и Уржумского уездов, заказывавших перед ним молебен с водоосвящением. Освященная вода частично выпивалась богомольцами, а другая ее часть увозилась жителями домой, где ею поили домочадцев, кропили дом и скотину.

Каждый из почитателей скульптуры считал своим долгом приложиться к ее ноге. Некоторые из богомольцев во время пения молебна надевали на голову изваяния Иисуса нитку, если у них болела голова, а если болела рука или нога, то, соответственно, ниткой обвивали ногу или руку скульптуры. Эта нитка увозилась домой и носилась больным до тех пор, пока он не исцелялся. В дар скульптуре прихожане приносили хлеб, яйца, полотно и деньги.

Деревянная скульптура сохранилась до наших дней. В настоящее время ее можно увидеть в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. Туда ее перенесли после того, как в 1931 году Троицкая церковь была разрушена. При этом оказалась утерянной ножная колодка.

Итак, перед нами предстает удивительный артефакт прошлого — местночтимое изваяние Иисуса, обладающее, по мнению верующих, чудодейственной силой. Насколько же древней является эта скульптура?Казалось бы, надпись на колодке дает определенный ответ. Однако обнаруженные мной документы позволяют совсем по-другому взглянуть на происхождение «Истинного Христа».

Первый документ — это рапорт царевококшайского уездного исправника казанскому губернатору 1887 года. Там, в частности, сообщается следующее: «В г. Царевококшайске в церкви «Святыя Троицы» имеется статуя лепной работы на алебастре в рост человека, изображающая Спасителя в сидячем положении, головою облокотившись на ладонь правой руки и одетого в полное настоящее священническое одеяние. Статуя эта находится в особо устроенной нише под одним из больших образов иконостаса, и при посещении Владыки и других высокопоставленных духовных лиц ниша, где стоит статуя, закладывается большим образом и таким путем скрывается. В обыкновенные же дни во время службы образ из ниши вынимается, и статуя, изображающая Спасителя, остается видна для всех. Самая статуя может разбираться, т. е. отделяются голова, руки и ноги».

Далее говорится, что скульптура приносит «приличный доход» церкви от многочисленных богомольцев-марийцев. Исправник отмечает, что согласно нормам закона, кроме живописных икон, в православных церквях других икон держать не позволяется, и, следовательно, наличие изваяния в Троицкой церкви является правонарушением.

Второй документ — это письмо архиепископа Казанского и Свияжского Палладия к казанскому губернатору (также 1887 год), в котором он сообщает, что проведено расследование по фактам, сообщенным исправником, и было сделано распоряжение об удалении скульптуры из храма.

Как же получилась так, что скульптура сначала, судя по самому первому описанию, была деревянной, потом оказалась алебастровой, причем разборной, а потом опять стала деревянной? Попробуем разобраться. Я полагаю, что изваяние изначально было деревянным, и его выставляли в церкви вместе с ножной колодкой, удостоверявшей его древность. Во второй половине XIX века это изваяние изветшало и, вероятно, разрушилось. Поэтому причт церкви заменил его алебастровой скульптурой. Возможно, при подмене одной скульптуры на другую принимались в расчет чувства верующих, желавших видеть «Истинного Христа», столь почитаемого ими за чудодейственную, по их мнению, силу. Кроме того, важным фактором являлся доход, приносимый церкви от богомольцев, приходивших в Троицкую церковь ради этой местночтимой святыни.

Однако лепное изваяние долго не могло просуществовать: алебастр — непрочный материал, и скульптура, скорее всего, раскололась. В очередной раз изваяние вырезали из дерева, как и оригинал. В таком виде скульптуру застал в 1900 году В.А. Мошков — и не за пределами церкви, как требовало законодательство Российской империи и как наказал в свое время архиепископ Палладий, а под ее сводами. Таким образом, можно говорить о существовании, по крайней мере, трех скульптур «Истинного Христа», последовательно заменявшихся одна другою.

Говоря о древности первоначального изваяния, следует отметить, что в данном вопросе не все столь очевидно, как может показаться на первый взгляд. Обратим внимание на год ее дарения или изготовления, указанный на колодке, — 1695. До 1 января 1700 года в России летоисчисление велось от сотворения мира, а не от рождества Христова, поэтому на колодке XVII века должен был быть проставлен 7203 год. Причем в это время была распространена нумерация не та, какой мы пользуемся сегодня (на основе арабских цифр), а на основе кириллического алфавита.

Таким образом, можно сделать вывод, что надпись на колодке появилась не ранее XVIII века. Если же колодка и скульптура когда-то составляли одно целое, то и изваяние могло быть изготовлено не ранее этого же века. Вероятно, причиной появления надписи «от стрельца 1695 г.» было желание придать большую древность изваянию «Истинного Христа».

Александр АКШИКОВ