За пять лет бюджетные расходы на образование выросли на 4,5 миллиарда рублей и в 2021 году составили 10,5 миллиарда. Это позволило сфокусироваться на совершенствовании инфраструктуры, современных образовательных практик, условий для социализации детей и развитии кадрового потенциала. Вот четыре направления, о которых говорится в национальном проекте «Образование».

Главной задачей близкой перспективы, по словам министра образования Марий Эл Ларисы Ревуцкой, является поступательное движение по приоритетным направлениям развития образовательной системы. Подробнее о них – в интервью с Ларисой Анатольевной.

Образование для всех

– В последние годы количество обучающихся ежегодно увеличивалось на несколько тысяч человек. Как это отразилось на сети общеобразовательных организаций?

– За пять лет капитальные вложения в сферу дошкольного и общего образования составили более трех миллиардов рублей. Построено семь общеобразовательных организаций, четыре из них – в сельской местности, введено 18 дошкольных организаций, семь из которых находятся в селах и деревнях. Более 5,5 тысячи детей имеют возможность получать знания в современных зданиях.

– А как за это время трансформировалась система среднего профессионального образования?

– Система средних профессиональных образовательных организаций не осталась без внимания. За счет нацпроекта «Образование» на базе колледжей и техникумов создано 14 современных мастерских, где ребята проходят обучение в условиях, приближенных к реальному сектору экономики. Сформированы многопрофильные отраслевые ресурсные центры в сфере строительства, машиностроения, деревообработки, легкой промышленности, общественного питания и сферы услуг. Они являются центрами непрерывного образования не только для студентов и школьников: переобучиться или получить профессию здесь могут также работники предприятий и безработные. Ежегодно в центрах проходят обучение более 4 тысяч человек.

– Можно ли уже оценить показатели качества работы ресурсных центров?

– Эффективность подтверждают результаты конкурсов профмастерства. Студенты системы СПО республики представляли Россию на трех мировых чемпионатах WorldSkills International. В копилке сборной команды республики медали и медальоны за профессионализм финала национального чемпионата по компетенциям «Кирпичная кладка», «Облицовка плиткой», «Печное дело», «Предпринимательство (юниоры)», «Кондитерское дело» и «Администрирование отеля». На последнем чемпионате, который проходил в прошлом году в Уфе, студенты и школьники республики завоевали четыре медальона за профессионализм.

Кадровый вопрос

– А что насчет учителей? Молодые педагоги после окончания вуза приходят работать в школы?

– Сегодня нас очень волнует количество молодых специалистов. В начале учебного года насчитывалось всего 524 педагога (9 процентов) младше 30 лет. Поэтому одно из направлений, по которым мы работаем, – это не просто привлечение молодых людей в профессию, но и закрепление их в ней.

– Каким путем?

– Целевая подготовка кадров и дальнейшее контрактное трудоустройство. Например, в рамках целевого приема на очную форму обучения принято 93 абитуриента, мы в этом году серьезно в этом направлении поработали. Также важна ранняя профориентация. Этой зимой мы подписали с Марийским государственным университетом соглашение о создании в Марий Эл классов психолого-педагогической направленности. Пока они появились в трех школах республики, но уже в сентябре мы планируем открыть не менее 20 таких классов. Наша задача: грамотно сориентировать ребят, посвятить в основы психологии и педагогики.

– Учитель – это специалист, который учится всегда. Для освоения новых навыков какие возможности появились у педагогов?

– В прошлом году создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников – структурное подразделение Марийского института образования. Мы прекрасно понимаем, что в условиях быстро меняющегося времени постоянно возникают новые вызовы. Например, в 2020 году мы были вынуждены в экстренном порядке перейти на дистанционное обучение. Центр призван направлять свои силы на решение насущных проблем путем проведения краткосрочных курсов. Также в этом году активизировалась работа Марийского института образования с Академией Министерства просвещения России. Мы проводим для педагогов совместные обучающие семинары, курсы повышения квалификации, в том числе на базе академии.

– Что можно сказать о заработной плате и дополнительной финансовой поддержке учителей?

– Средняя заработная плата по итогу 2021 года у работников общеобразовательных организаций, педагогов составила почти 33 тысячи рублей. В 2017 году – 22300 рублей. Рост есть. Почти 4 тысячи педагогов получают выплаты за классное руководство. Из федерального бюджета на эти цели ежегодно предусматривается 317 миллионов рублей. Кураторы учебных групп колледжей и техникумов региона с 1 сентября 2021 года тоже получают по 5 тысяч рублей. Преподаватели, которые проживают в сельской местности, пользуются социальными льготами. Это в основном стопроцентная компенсация платежей за коммунальные услуги.

Курс на развитие

– В Марий Эл вопрос изучения родных языков на особом контроле. Что сделано для сохранения национальной идентичности региона в рамках системы образования?

– Мы планируем не только сохранять, но и развивать этнокультурное образование. При поддержке регионального Правительства изданы линейки учебных пособий по марийскому государственному языку и марийскому родному языку для учеников 5-9 классов, увидели свет учебные пособия и практикум по истории и культуре народов Марий Эл для обучающихся с 7 по 11 класс. Всего издано 21 учебное пособие и четыре примерных основных образовательных программы, которые разработаны в соответствии с ФГОС.

– Лариса Анатольевна, какие еще изменения ждут систему образования?

– Мы будем продолжать реализацию национального проекта «Образование», создавать новые «Точки роста», открывать «Кванториумы», IT-кубы, внедрять цифровую образовательную среду, ремонтировать спортивные залы в сельских школах и открывать новые места в системе допобразования. Все это приведет к повышению качества образования. Также продолжается программа по модернизации школьных систем образования. В этом году определены шесть школ: три в Сернурском, две в Параньгинском и одна в Медведевском районах. Доступное и качественное образование – долгосрочная цель развития региональной системы образования.

За 5 лет в образовательные организации передано 217 школьных автобусов.

Екатерина РОМАН,

«Марийская правда».

Фото пресс-службы Главы РМЭ.

от _