Мобильный спам уже достал

Марийская антимонопольная служба провела заседание экспертного совета по применению законодательства о рекламе. Тема заседания была посвящена СМС-рассылкам рекламного характера, а именно практике применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе» во взаимосвязи с Федеральным законом «О связи».


МАРИЙСКАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРОВЕЛА ЗАСЕДАНИЕ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Тема заседания была посвящена СМС-рассылкам рекламного характера, а именно практике применения статьи 18 Федерального закона «О рекламе» во взаимосвязи с Федеральным законом «О связи».

Напомним, что статья 18 Закона «О рекламе» гласит, что распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Соответствующие изменения в 2014 году были внесены также и в Закон «О связи».

Как рассказали представители Марийского УФАС, в 2014 году к ним поступило более 200 обращений в связи с нарушениями законодательства о рекламе, причем большая часть из них касалась СМС-спама. Было возбуждено около 150 дел и вынесено 101 постановление о привлечении рекламораспространителей к ответственности. Председатель Экспертного совета и заместитель руководителя антимонопольной службы Мария Фадеева отметила, что оставленный где-либо гражданином номер — например, в анкетных данных — не может рассматриваться как согласие на рекламные рассылки, чтобы та или иная компания, оказывающая услуги, например, того же такси, владеет номером телефона этого человека. Мария Владимировна подчеркнула, что должно присутствовать именно личное согласие гражданина на получение рекламы.

На заседании в качестве гостей присутствовали и представители операторов сотовой связи, а именно ПАО «Вымпелком» и ООО «Т2 Мобайл». К сожалению, не все операторы изъявили желание обсудить данный вопрос. У операторов сотовой связи существует такая услуга, как предоставление технических возможностей для массового распространения рекламных сообщений своим корпоративным клиентам. Однако, как отметили представители компании «Вымпелком», в договорах с такими клиентами существуют жесткие ограничения, обязывающие получать согласие абонентов на получение рекламы об их услугах (скажем, вы получаете рекламные сообщения от сети аптек, обувного магазина и т. д.).

Надо сказать, что абоненты сотовой связи могут напрямую обратиться к своим операторам для того, чтобы заблокировать номер, с которого приходят нежелательные сообщения. Для этого нужно позвонить по единому номеру клиентской поддержки. Как рассказал представитель «Вымпелкома», в этом году к ним стало меньше поступать жалоб от абонентов на спам. Так, по данным компании, в апреле 2014 года абонентам было направлено 239 млн спам-сообщений, из них заблокировано 135 млн, а в апреле 2015 года направленных сообщений уже было 13 млн, из них заблокировано около 9 млн.

Некоторые операторы ввели также специальную антиспамзащиту, осуществляющую мониторинг их сетей и позволяющую снизить количество нежелательных спам-сообщений. Такая антиспамзащита фильтрует сообщения по контекстным фразам в совокупности с частотой употребления этих однообразных фраз с определенного номера в определенный период времени. Также она позволяет отслеживать эти номера.

Подводя итоги заседания, все члены Экспертного совета согласились в том, что в настоящее время нарушений законодательства о рекламе в части нежелательных СМС-сообщений стало гораздо меньше, и это говорит об эффективности принимаемых мер.