Мой прадедушка Емельянов Яков Степанович в 1938 году окончил Московский автомобильно-дорожный институт им. В.М. Молотова и с первого дня войны из г. Йошкар-Олы Марийской АССР был мобилизован по своей специальности для обеспечения подвоза вооружений и боеприпасов на позиции боевых действий, а также продовольствия и имущества для воинов Советской Армии и дошел до г.Берлин.

Мой прадедушка Емельянов Яков Степанович в 1938 году окончил Московский автомобильно-дорожный институт им. В.М. Молотова и с первого дня войны из г. Йошкар-Олы Марийской АССР был мобилизован по своей специальности для обеспечения подвоза вооружений и боеприпасов на позиции боевых действий, а также продовольствия и имущества для воинов Советской Армии и дошел до г.Берлин.

В сентябре 1941 г. прадедушка был вызван Московским военным округом и направлен командиром взвода автомобильного батальона на Калининский фронт. Не имея автомобилей, автобатальон в г.Горьком готовил для своей части автомобили, путем сбора с колхозов, предприятий и восстановительного ремонта в мастерской МТС. Эту подготовку они проводили под непрерывной бомбежкой, при свете от падающих осколков при разрыве снарядов зенитной артиллерии. Подготовившись  1 января 1942 года автобатальон, который входил в 3-ю ударную армию Калининского фронта, выехал из Москвы под г.Осташково через г. Калинин.

3-я ударная армия продвинулась до г.Великие Луки, вклинившись между немецкими частями, удерживали позицию до апреля 1944 г. Находясь в составе 3-ей ударной армии 1-ой стрелковой дивизии автомобилисты прилагали все усилия, прилагали творчество и изобретательство по восстановлению автомобилей для доставки боеприпасов. Когда освобождали г.Великие Луки автомобилисты под руководством прадедушки поехали за сбором запчастей и материалов для восстановления автопарка. По пути пришлось неоднократно пережидать преследования фашистских летчиков, но приехав в освобожденную часть города увидели тела мертвых фашистских офицеров, солдаты вниз головой находились в ямах, а во дворе электростанции штабелем /как дрова/ высотой 1,5-2 м лежали раздетые мертвые наши солдаты-узбеки /очевидно фашисты сжигали их в котельной/. За оперативность в восстановлении автопарка при освобождении г.Великие Луки прадедушку наградили медалью "За боевые заслуги". В 1965 г. была встреча освободителей г.Великие Луки (есть фортография в семейном альбоме).

Вторую медаль "За боевые заслуги" прадедушка получил за освобождение г.Невель. Командованием вышестоящей воинской части очень хорошо было продумано освобождение г.Невель. Наша часть с приданным танковым подразделением продвигалась по лесистой местности ( это примерно юго-восточнее г.Невель) и в один прекрасный момент из леса "выскользнули" наши танки, а фашисты некоторые мылись в бане. Часть фашистов уехали на мотоциклах по шоссе в сторону Витебска. Эта внезапность помогла части занять в целости и сохранности армейскую базу (немецкую) с продуктами и вещь-довольствием, что помогло улучшить положение наших воинских частей.

Автомобильное шоссе между городами Великие Луки и Невель постоянно подвергалась обстрелу из миномета. Выполняя приказ, прадедушка в 12 часов ночи шел по лесу в штаб. Наши патрульные неоднократно предупреждали его, что кругом немецкие солдаты и он не должен идти один. Недалеко от моста прадедушка попал под минометный огонь, но мысли о том, чтоб обеспечить быстрейшую, победу над фашизмом помогли выполнить задание. Один раз автоколонну в 20 машин прадедушка сопровождал с боеприпасами в ночное время. Ночь была лунная и булыжное шоссе белело среди темных кустарников, леса, болота. Двигавшаяся темная точка была замечена фашистским самолетом и подверглась обстрелу и бомбежке. Тогда прежде чем вести колонну прадедушка решил проехать на одной автомашине. Он поехал с водителем Мальцевым. И вот появился немецкий самолет. Заходит сзади их – они прибавляют скорость и бомба падает сзади. Потом останавливали машину и бомбы падали в метрах 50 от них – впереди автомашины. Так они обманывали фашистского летчика несколько раз. Видимо у летчика кончились боеприпасы и самолет улетел. А автоколонна в полном составе своевременно доставила боевые припасы на боевые позиции. В бою за г.Невель было уничтожено около 600 немецких солдат и офицеров, взяли много пленных, захватили до 215 машин, 40 складов с продовольствием, горючим и другим имуществом.

В 1978 году 7 октября город Невель отмечал 35-летие освобождения. Мой прадедушка

откликнулся на просьбу красных следопытов Невельской средней школы им.Заслонова К.С., которая прозвучала по радио в "Пионерской зорьке". В ответ прадедушка получил благодарственное письмо и приглашение от руководителя красных следопытов Шалагиной Марии Степановны (ее письмо сохранилось)

С мая месяца 1944 года прадедушку перевели помощником командира 226 артиллерийского полка 70 армии Белорусского фронта по технической части, где в первое время в период подготовки к сокрушительному удару проводилась учеба водителей по эксплуатации вновь полученных автомобилей "студаббекер" из США.

226 артполк успешно перерезав Варшавское шоссе с Западной стороны Бреста стал гвардейским. Водители подвозили 75-мм пушки для

обстрела противника на прямую наводку. За успешное проведение этой операции более 50 человек были награждены орденами и медалями. Вероятно это третья медаль, которой награжден мой прадедушка.

Прадедушку наградили 12 медалями и 15 благодарностями, а также знаком отличия в Великой Отечественной войне.

После окончания войны прадедушку направили в Южно-Уральский военный округ, а потом в Министерство внутренних дел Марийской АССР, где он проработал до 4 марта 1961 года. За безупречную службу был награжден медалью Министерства внутренних дел СССР и знаком «Отличник гражданской обороны СССР».

Прадедушка часто выступал в Марийском краеведческом музее им. Евсеева в г. Йошкар-Оле и сейчас 15 благодарностей ( которые он получил за отличные боевые действия во время наступления Советских войск), находятся в музее с 1977 года и напоминают нам о его боевом пути во время войны. Он внесен в книгу памяти по г. Йошкар-Ола «Они защищали Родину».

Мой прадедушка после окончания службы в 1961 году окончил на отлично вечерний университет Марксизма-Ленинизма ( удостоверение N24 хранится в семейном альбоме). С 1961 по 1987гг., работал главным инженером автотранспортного предприятия №1 в должности начальника отдела грузовых перевозок « Мартрансуправления», инженером контейнерных перевозок.

При жизни прадедушка говорил: «Когда я уйду из жизни, не огорчайтесь. Занимайтесь своими делами, а меня вспоминайте в День Победы!»

Ушел из жизни он, когда ему было 84 года, 1 апреля 1996 года и захоронен на малой родине в селе Упша ( в прошлом дер. Косолапово) Оршанского района Республики Марий Эл.

Дарья Зубанова ,

9 классе школы № 12

г. Йошкар-Олы.

 

от admin