ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Моя педагогическая философия

Во все времена профессия учителя считалась одной из самых важных и трудных. Чтобы стать хорошим учителем, нужно обладать многими качествами: добротой, терпением, строгостью и в то же время мягкостью, гибким умом и любовью к детям. Надежда Садриева как раз такой учитель, в этом нет сомнений. Ведь ее уроки дети всегда ждут с нетерпением, что же Надежда Витальевна на этот раз подготовила для них? Разыграть сценку из романа «Остров сокровищ», инсценировать повесть «А зори здесь тихие», почитать стихи при свечах… Все это — обычная практика на уроках учителя русского языка и литературы школы №1 города Йошкар-Олы.

ИГРА «В ШКОЛУ»

Учителем Надежда мечтала стать с детства, с подружками они часто играли «в школу». У девочек был «настоящий» журнал: тетрадка с фамилиями учеников. Но чаще Надя примеряла на себя роль учительницы, когда сама выполняла домашнюю работу. Журнал она сделала из разлинованной амбарной книги, вписала туда всех своих одноклассников. Выучив правило или параграф, девочка  называла фамилию из «журнала», ну а рассказывала, естественно, сама. Потом ставила оценку. В ее «классе» были и отличники и троечники. Все было объективно.

Конечно, большую роль в желании связать свою жизнь с педагогикой сыграли учителя средней школы №23, где училась девочка. С теплотой вспоминает Надежда Витальевна преподавателя русского языка и литературы Зою Михайловну Богомолову:

Зоя Михайловна была очень строгой учительницей. Именно это мне в ней и нравилось. Если не выучил правило, получай «2», хоть ты отличник, хоть ударник. Слабый ученик ответит хорошо, получает и оценку хорошую. Элементы ее уроков я до сих пор применяю в своей работе. В частности, у меня был случай, когда двоечник ответил просто отлично, я поставила «5». Остальные не ожидали, а после захлопали в ладоши. Была и противоположная ситуация: отличница Маша не выучила правило. Что делать? Не поставить «2» я не могу, что подумают ученики? Поставила.

ОСОБЕННАЯ РАБОТА

Сразу после окончания школы Надежда поступила на отделение русской филологии историко-филологического факультета МарГУ, после окончания которого и началась ее педагогическая деятельность. По направлению Надежда Витальевна поехала в Оренбургскую область, а затем продолжила работу учителем в Карагайском районе Пермской области.

Молодая учительница приехала в деревню Ярино, где только открылась новая школа-десятилетка, там даже еще директора не было, зато была учительница русского языка, истории и технологии в одном лице. Кроме основной работы в школе, Надежда Витальевна успевала воспитывать своих собственных детей, вести хозяйство и участвовать в художественной самодеятельности. Работа в деревенской школе – это работа особенная. Надежда вспоминает, что она частенько ходила по деревенским улицам, отбиваясь от шипящих гусей, разыскивая своих учеников, не пришедших в школу.

Тем моим ученикам уже по 45 лет. Я поддерживаю с ними связь, переписываюсь, с удовольствием отмечаю их успехи. В разговорах мы вспоминаем, что торт, который я научила печь своих девчонок, они назвали «Торт Надежды Витальевны» и до сих пор пекут. Уже тогда, будучи молодым педагогом, мне хотелось придумывать к урокам что-то интересное. Вскоре, оформляя подписку на журналы, увидела среди них «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», где была открыта рубрика «Нестандартный урок». Познакомившись с некоторыми статьями, я с удивлением поняла, что мои уроки и были нестандартными: с играми, работой в группах, инсценировкой, дублированием учителя.

 «НЕ ТРОГАЙТЕ НАДЮ, ОНА НА СВОЕМ МЕСТЕ!»

И вот уже 31 год Надежда Садриева работает учителем русского языка и литературы в школе № 1 г. Йошкар-Олы. Было, конечно, сложно перестраиваться, ведь есть разница между деревенской школой и городской. Приходилось много работать, читать, изучать, а дома дети, которым тоже нужно внимание. По словам Надежды, порой приходилось даже просить учеников забирать ее детей из садика, а потом сажать за последнюю парту, чтобы не мешали вести урок, так как вторая смена заканчивалась после 7ми вечера. А дома бесконечная череда тетрадей с домашними заданиями. Родители Надежды даже стали поговаривать о смене профессии, зарплата тоже ведь была небольшая в 90-ые годы. Но тетя Надежды Витальевны, которой она увлечённо рассказывала о своих уроках, сказала: «Надю не трогайте, она на своём месте». Да она и сама понимала, что это ее.

Как учитель литературы, Надежда считает, что сейчас самое время любви к книге, художественному слову, к театру. Наряду с этим, немаловажным является умение понимать и слушать музыку, в том числе и классическую, поэтому с учениками восьмых классов Надежда провела цикл классных часов, посвящённых композиторам, членам «Могучей кучки».

Большое внимание учитель уделяет экскурсиям, которые тоже способствуют воспитанию нравственности подрастающего поколения. Дети должны знать и уважать историю, обычаи и традиции народов своей страны. С этой целью Надежда Витальевна вместе со своими учениками объездила всю республику.  Они посетили музей им. Григорьева А.В., были в музее под открытым небом в городе Козьмодемьянске, знакомились с историей родного города, края.

 ДЕТИ ЖДУТ НЕОБЫЧНЫЕ УРОКИ

Интересным опытом для ребят было проведение урока с созданием проблемной ситуации. Таким был урок по роману Роберта Стивенсона «Остров сокровищ». На этом уроке школьники отправились в путешествие вместе с главным героем романа  Стивенсона. Ребята сами изготовили декорации, кабинет был оформлен иллюстрациями, нарисованными учащимися. Во время урока происходила инсценировка страниц романа.

 — При зажжённых свечах прошел урок, посвящённый творчеству Эдуарда Асадова в 8 классе. Такие уроки имеют неоценимое значение. Они способствуют возникновению у детей интереса к творчеству писателя, им хочется взять в руки его произведение и прочитать. Тем более что я всегда стараюсь подобрать такую книгу, которая бы увлекла ребят. Так, например, в 8 классе я, обращаясь к творчеству Артура Конан Дойла, предложила учащимся 3 романа: «Затерянный мир», «Маракотова бездна», «Отравленный пояс». Ребята с интересом прочитали сначала один роман, а потом попросили дать ещё что-нибудь почитать.

Быть учителем, мастером своего дела для Надежды это значит быть всесторонне образованным человеком. А для этого нужно не только в совершенстве знать свой предмет, прекрасно владеть методикой его преподавания, использовать различные формы подачи материала, но также интересоваться всем тем, что волнует учеников.

 — Очень хочется, чтобы школьные годы оставили неизгладимый след в жизни каждого моего ученика, потому что они «чудесные, с дружбою, с книгою, песнею». Оглядываясь назад, вспоминая свою трудовую деятельность учителем, понимаю: по-другому я бы не смогла. Понимаю это, потому что, когда идёшь по улице, а навстречу незнакомый молодой человек, здоровается с тобой (хотя мог пройти мимо), догадываешься: ученик! И улыбка озаряет твоё лицо. Значит, помнят! И хочется вновь учить, выдумывать, творить.

Фото из личного архива Надежды Садриевой.