На чем поплывут пираты в балете

БАЛЕТ «КОРСАР», ПРЕМЬЕРОЙ КОТОРОГО ОТКРОЕТСЯ ФЕСТИВАЛЬ «ЗИМНИЕ ВЕЧЕРА-2012», СТАНЕТ ОДНИМ ИЗ САМЫХ МАСШТАБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ ТЕАТРА ИМ. Э. САПАЕВА

Нынешний фестиваль «Зимние вечера» 17-й по счету, пройдет с 3 по 11 декабря.

Открыть его планируется новым 2-актным балетом «Корсар» 3 и 4 декабря. Это произведение, созданное в XIX веке по одноименной поэме Байрона, стало классикой романтического балета и по-прежнему востребовано в театральном мире.


БАЛЕТ «КОРСАР», ПРЕМЬЕРОЙ КОТОРОГО ОТКРОЕТСЯ ФЕСТИВАЛЬ «ЗИМНИЕ ВЕЧЕРА-2012», СТАНЕТ ОДНИМ ИЗ САМЫХ МАСШТАБНЫХ СПЕКТАКЛЕЙ ТЕАТРА ИМ. Э. САПАЕВА

Нынешний фестиваль «Зимние вечера» 17-й по счету, пройдет с 3 по 11 декабря.

Открыть его планируется новым 2-актным балетом «Корсар» 3 и 4 декабря. Это произведение, созданное в XIX веке по одноименной поэме Байрона, стало классикой романтического балета и по-прежнему востребовано в театральном мире.

Этим спектаклем театр им. Э. Сапаева продолжит традицию воплощать на сцене масштабные, красочные «полотна». В «Корсаре» занято более 70 человек, пошито 134 костюма. Художнице по костюмам Татьяне Изычевой было к чему приложить свой талант: одеяния персонажей готовы поразить зрителей своей театральной роскошью, изящной отделкой, золотой вышивкой, ажуром.

Сценография «Корсара», созданная Борисом Голодницким, также обещает произвести яркое впечатление. «Борис Голодницкий, с которым мы давно и плодотворно сотрудничаем, вновь создает потрясающие по эстетике декорации, — говорит балетмейстер-постановщик спектакля и художественный руководитель театра Константин Иванов. — Если показана площадь в восточном городе, то зритель видит изумительно красивые минареты, если морской простор, то глазам предстает чарующий пейзаж бескрайней стихии.

Особая сценографическая находка — корабль корсаров. Обычно его делают в виде обычного деревянного корабля-декорации. У нас же корабль — элемент росписи, который «натягивается» на общую морскую «картинку», и при помощи техники сцены все оживает: создается иллюзия вздымающихся волн, бегущих облаков, ветра, надувающего паруса…»

Что касается музыки, то к творению Адана в дальнейшем приложили руку и другие композиторы: Делиб, Дриго, Пуни, Ольденбургский. Каждый из них счел своим долгом внести в этот балет свои музыкальные сцены. Такое «ассорти» открывает широкий творческий простор для дирижера-постановщика, коим в йошкар-олинском «Корсаре» выступает молодой маэстро Григорий Архипов, удостоенный в этом году Государственной премии им. О. Ипая.

Спектакль выпускается при финансовой поддержке птицефабрики «Акашевская». «Отрадно сознавать тот факт, что бизнес пришел в театр в качестве меценатства, — говорит Константин Иванов. — Птицефабрика «Акашевская» выделила на наш фестиваль достаточно крупную сумму, которую до этого никто из спонсоров не выделял. Есть и другая хорошая новость: с этого года в учредителях «Зимних вечеров» значится также Министерство культуры РФ, то есть финансирование фестиваля пойдет еще и из российского бюджета. И, конечно же, нашим постоянным партнером и помощником является Правительство Республики Марий Эл».

После премьеры «Корсара» фестиваль продолжится 7 декабря оперой «Евгений Онегин» с двумя приглашенными солистами московского театра «Новая опера»: Онегин — Сергей Шеремет, Ленский — Нурлан Бекмухамбетов. Первый считается одним из самых успешных молодых баритонов Москвы, второй — столь же замечательный тенор.

Далее, 9 декабря, на суд зрителей будет представлена новая постановка музыкальной сказки «Бременские музыканты». Режиссер — Сергей Шепелев.

Закроет «Зимние вечера» 11 декабря оперетта «Летучая мышь» с приглашенным артистом в одной из главных партий. Сначала в афише значился Петр Морозов из театра «Геликон-Опера». Но затем у него не сложилось с творческим графиком, и сейчас ждут баритона Михайловского театра (Санкт-Петербург) Александра Кузнецова.

ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Театр им. Э. Сапаева намерен продолжать традицию ставить спектакли под открытым небом, на фоне естественных декораций — видов нашего города. На будущий год в рамках проекта «Летние премьеры» есть задумка поставить оперу «Майская ночь» на набережной Малой Кокшаги. С балетом же пока не определились. Как сказал Константин Иванов, была идея воплотить «Щелкунчика» на фоне Красноармейской слободы. Но поскольку для этого балета больше подходит зимний ландшафт, от заманчивой мысли пришлось отказаться.

ЧТО С НОВЫМ ЗДАНИЕМ?

«Работы возобновятся, как только вновь пойдут деньги по российской линии, — пояснил Константин Иванов. — Напомню, что строительство финансируется 50 на 50 Россией и Республикой Марий Эл. На сегодняшний день самое дорогостоящее и трудоемкое — это установка театрального оборудования. Надеюсь, к весне все получится закончить. К слову, декорации к балету «Корсар» делались уже для сцены в новом здании, но затем пришлось приспособить их для старой, менее габаритной сцены».

Виктор ВИТАЛЬЕВ